Лекции по психотерапии

ПсихотерапияВ мировой практике используются более 600 форм и методов психотерапии которые часто противоречат друг другу в представлениях о моделях психологического здоровья, как правило, не базируются на научно обоснованной доктрине, а формируются по принципу направлений, возглавляемых "гуру". Курс лекций по психотерапии Бурлачука Леонида Фокича посвящен анализу и современной интерпретации различных направлений психотерапии. Лекции предназначены для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности "психология", представляет интерес для врачей и практикующих психотерапевтов.

Кол-во строк:
Название Автор Хиты
Введение Klerik 937
ТЕМА 1. Психодинамическая терапия, введение Klerik 1075
Эволюция понятий и концепций психодинамической терапии Klerik 1247
Психодинамическое учение о психической патологии Klerik 1177
Техника психодинамической терапии Klerik 2014
ТЕМА 2. Групп-аналитическая психотерапия Klerik 1130
Генезис невроза Klerik 1150
Теория Г-А психотерапии Klerik 874
Техника групп-анализа Klerik 981
Балинт-группы Klerik 900
ТЕМА 3. Индивидуальная психология А.Адлера Klerik 1779
Теория психотерапии в индивидуальной психологии Klerik 1364
ТЕМА 4. Биоэнергетический анализ Klerik 975
Теория биоэнергетической терапии Klerik 941
Техника биоэнергетического анализа Klerik 1061
Пример биоэнергетической терапии Klerik 930
ТЕМА 5. Первичная психотерапия Klerik 1242
Теория психопатологии Klerik 1066
Теория первичной психотерапии Klerik 926
Механизмы первичной терапии Klerik 721
Процесс и техники первичной терапии Klerik 1026
Результат первичной терапии Klerik 891
ТЕМА 6. Психодрама Klerik 976
Генезис невроза в психодраме Klerik 1308
Основные терапевтические факторы психодрамы Klerik 924
Средства психодрамы и уровни личностных изменений Klerik 1001
Фазы психодраматического действия Klerik 931
Организация психотерапевтического процесса и групповая динамика Klerik 1086
Техники психодрамы Klerik 2345
Результат психотерапии и связь психодрамы с другими направлениями Klerik 932
ТЕМА 7. Экзистенциальная психотерапия Klerik 907
Философско-психологические модели генезиса невроза и теории єкзистенциальной психотерапии Klerik 1116
Методы и техники экзистенциальной психотерапии Klerik 2532
ТЕМА 8. Гештальт-терапия Klerik 1301
Теория гештальт-терапии Klerik 1589
Генезис невроза в гештальт-терапии Klerik 1450
Механизмы гештальт-психотерапии Klerik 968
Техника гештальт-психотерапии Klerik 3245
Результат гештальт-терапии Klerik 968
ТЕМА 9. Клиент-центрированная психотерапия Klerik 1788
Теория клиент-центрированной психотерапии Klerik 1308
Генезис невроза в клиент-центрированной психотерапии Klerik 1020
Механизмы терапии в клиент-центрированной психотерапии Klerik 1164
Результат терапии в клиент-центрированной психотерапии Klerik 1221
Техники клиент-центрированной психотерапии Klerik 1714
Современное состояние и тенденции развития клиент-центрированной терапии Klerik 1131
ТЕМА 10. Когнитивная психотерапия Klerik 1147
Теория когнитивной терапии Klerik 1081
Патогенез психопатологических расстройств Klerik 965
Процесс когнитивной терапии Klerik 1011
Техники когнитивной терапии Klerik 2907
Показания к когнитивной терапии Klerik 1167
Эффективность когнитивной терапии Klerik 1087
ТЕМА 11. Инструментальные модели в психотерапии Klerik 1005
Поведенческая психотерапия Klerik 1530
Нейролингвистическое программирование Klerik 1852
НЛП - приложение Klerik 1238
ТЕМА 12. Принцип процессуальности в психотерапии Klerik 1307
ТЕМА 13. Механизмы психотерапии Klerik 1706

Экскурс в мир терминологии

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour — поведение) — крупное психологическое направление. «Манифестом» Б. считается статья его основателя, амер. психолога Дж. Уотсона, «Психология с т. зр. бихевиориста» (1913), но предпосылки возникновения Б. складывались задолго до нее. Таковыми являлись: требования практики, которым не могла удовлетворить «академическая» интроспективная «психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США, исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.), физиологические и психологические идеи рос. ученых (И. П. Павлов, В. М. Бехтерев).

Б. отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти. К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т. ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов. Единицей анализа поведения, т. о., объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R). В области методологии Б. отказывается от метода интроспекции во всех его вариантах и предлагает метод объективного наблюдения и метод эксперимента, в которых исследуется связь SR, с целью последующего предсказания поведения субъекта и «управления» им.

Все реакции Уотсон делит на наследственные (их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т. п.). Развитие поведения заключается в приобретении новых реакции на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с др., условными, и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, напр., эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона, вызывают у младенца лишь 2 безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать их с др. (напр., показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания). Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом и образуются сложные системы реакций (привычки, память).

Др. основание классификации реакций — степень их «скрытости», т. е. доступности для простого наблюдения — внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы) — или же для «опосредствованного» наблюдения с помощью специальных приборов — внутренние реакции (речевое мышление рассматривается как речь при скрытых мускульных движениях; к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения в организме в ответ на определенные стимулы).

При этом Б. не интересуется сутью собственно физиологических процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с т. зр. бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, — с др. Явный механицизм Б. в понимании поведения и неявное «интроспекционистское» понимание сознания как совокупности сознаваемых нами состояний (Б. не отрицал наличия понимаемого т. о. сознания — он не считал его предметом научного исследования) вызвал серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов (гештальт-психологов, психоаналитиков и др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма (см. Толмен, Халл). Представители последнего стали «вставлять» в схему SR «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и др.), т. е. ревизовать основные положения Б. Вместе с тем в концепции оперантного бихевиоризма Б. Скиннера (с 1930-х гг.) возрождаются и даже усиливаются постулаты классического Б.

До 1960-х гг. Б. и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций амер. психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы психотерапии (бихевиоральная терапия, см. Модификация поведения), социально-психологические концепции (А. Бандура, Д. Тибо, Дж. Келли и др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т. п. (Е. Е. Соколова.)