Лекции по социальной психологии

Социальная психологияУчебное пособие для ВУЗов Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

Кол-во строк:
Название Автор Хиты
ТЕМА 1. Введение в социальную психологию rheterunti 1811
Социальная психология в системе научного знания rheterunti 3104
Теоретические и эмпирические источники социальной психологии rheterunti 2837
Концептуальные основы социальной психологии rheterunti 1328
ТЕМА 2. Методологические основы социальной психологии rheterunti 1697
Характеристика понятия «методология» в социальной психологии rheterunti 2572
Методы социально-психологического исследования rheterunti 5260
Понятие, структура и функции социальной психологии rheterunti 6199
ТЕМА 3. Социальное мышление rheterunti 1659
Я в социальном мире rheterunti 1700
Социальные убеждения и суждения rheterunti 2815
Социальные установки rheterunti 37358
Социальные стереотипы rheterunti 5763
Предрассудки и суеверия rheterunti 2303
ТЕМА 4. Социальное общение rheterunti 1865
Сущность понятия «общение» rheterunti 2801
Основные характеристики общения rheterunti 2920
Структура взаимодействия в общении rheterunti 2738
Социально-психологическая общность как результат общения rheterunti 2455
Социально-психологические механизмы общения rheterunti 11196
Соотношение общения, деятельности и поведения rheterunti 2766
ТЕМА 5. Структура социального общения rheterunti 993
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) rheterunti 7286
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) rheterunti 8813
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) rheterunti 6628
ТЕМА 6. Психология социализации личности rheterunti 1334
Понятие «социализация» и ее сущность rheterunti 3846
Социальная нормативность и ее структура: объективные предпосылки социализации rheterunti 1809
Психология освоения социальных норм: субъективные предпосылки социализации rheterunti 1687
Психосоциальная концепция Эриксона rheterunti 2402
Жизненная позиция как интегральный критерий социализации rheterunti 1848
ТЕМА 7. Психология социально-ролевого поведения личности rheterunti 1140
Социальная дифференциация rheterunti 8270
Социальный статус rheterunti 3885
Социальная роль rheterunti 4121
Ролевые отношения и ролевое поведение личности rheterunti 3754
ТЕМА 8. Социальные и межличностные отношения rheterunti 1132
Общее и особенное в социальных и межличностных отношениях rheterunti 1828
Место и природа межличностных отношений rheterunti 2255
Личность и общение в системе общественных и межличностных отношений rheterunti 1933
ТЕМА 9. Формы межличностных отношений rheterunti 1577
Межличностные отношения «навстречу людям» rheterunti 1849
Межличностные отношения «от людей» rheterunti 1297
Межличностные отношения «против людей» rheterunti 1718
ТЕМА 10. Лидерство как социально-психологический феномен rheterunti 2502
Теории лидерства rheterunti 12925
«Я»-концепция лидера rheterunti 2415
Психологические потребности и мотивы лидера rheterunti 2419
Власть и авторитет лидера rheterunti 2573
Виды и механизм власти лидера rheterunti 2689
Поведение лидера в группах. Психологические типы лидеров rheterunti 6322
ТЕМА 11. Социально-психологическая ситуация как феномен социальной психологии rheterunti 1770
Понятие социально-психологической ситуации rheterunti 2081
Классификация социально-психологических ситуаций rheterunti 2231
Поведение индивида в штатно-проблемных социально-психологических ситуациях rheterunti 1256
Адаптация как универсальная стратегия эффективного поведения индивида в социально-психологической ситуации rheterunti 1660
ТЕМА 12. Психология социальной напряженности rheterunti 1089
Социальная напряженность и ее психологическая характеристика rheterunti 2760
Стресс как психологическое состояние личности в условиях социальной напряженности rheterunti 1583
Психологическая защита как естественная реакция индивида на социально-напряженную ситуацию rheterunti 1618
Модели поведения субъекта в условиях социальной напряженности rheterunti 1336
ТЕМА 13. Экстремальная ситуация как социально-психологический феномен rheterunti 1576
Понятие и типы экстремальной ситуации. Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации rheterunti 5927
Личностно ориентированные формы поведения жертв экстремальной ситуации rheterunti 1194
Личностно ориентированные формы поведения спасателей в экстремальных ситуациях rheterunti 1069
Социальные формы поведения в экстремальной ситуации rheterunti 1703
Способы адаптации к экстремальной ситуации и после нее rheterunti 2150
ТЕМА 14. Малая группа как социально-психологический феномен rheterunti 2563
Специфика социально-психологического подхода rheterunti 1956
Теоретические подходы к исследованию малых групп rheterunti 1445
Сущность и содержание понятия «малая группа» rheterunti 3461
Классификация малых групп rheterunti 8970
Психологические характеристики малой группы rheterunti 3796
ТЕМА 15. Групповая динамика и ее психологические механизмы rheterunti 1687
Характеристика понятия «групповая динамика» и сущность ее механизма rheterunti 6771
Элементы групповой динамики и основные концепции механизма развития малой группы rheterunti 4244
Социометрия как метод изучение групповой динамики rheterunti 3269
Изменение групповой динамики как социальная техника rheterunti 1186
ТЕМА 16. Психология организованных социальных групп: психология производственного коллектива rheterunti 915
Содержание и структура психологии коллектива rheterunti 4138
Психологическая типология членов трудового коллектива rheterunti 2021
ТЕМА 17. Психология организованных социальных групп: психология семьи rheterunti 1513
Психологические типы семьи rheterunti 4782
Психология взаимоотношений и взаимодействия родителей и детей rheterunti 3394
Психология супружеских взаимоотношений в семье rheterunti 1674
ТЕМА 18. Большая группа как социально-психологический феномен rheterunti 1541
Методология исследования психологии больших социальных групп rheterunti 3552
Особенности психологии классов rheterunti 2822
Психологические особенности этнических групп rheterunti 5253
ТЕМА 19. Психология стихийных социальных групп: психология масс rheterunti 1143
Масса и ее психологические характеристики rheterunti 3190
Масса и вождь rheterunti 1369
Поведение индивидов в массе rheterunti 1077
Поведение массы rheterunti 1327
ТЕМА 20. Психология стихийных социальных групп: психология толпы rheterunti 1991
Понятие толпы. Механизм ее формирования и состав rheterunti 2079
Классификация толпы rheterunti 2112
Психологические свойства толпы rheterunti 2662
Психологические особенности индивида в толпе rheterunti 3159
Поведение толпы rheterunti 1995

Экскурс в мир терминологии

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ (англ. methods of psychological self-regulation) — комплекс методов и обучающих программ, направленных на формирование адекватных внутренних средств деятельности человека по управлению собственным состоянием. М. п. с. ориентированы на обучение человека специальным приемам произвольного изменения собственного состояния, которые в дальнейшей жизни могут использоваться им самостоятельно. К числу основных групп М. п. с. относятся: техники нервно-мышечной релаксации, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка (см. Идеомоторика), приемы сенсорного репродуцирования образов, эзотерические методы изменения состояния сознания, самогипноз. Как правило, современные программы обучения М. п. с. имеют комплексный характер и включают элементы различных методов. В качестве дополнительных приемов, способствующих более эффективному овладению М. п. с, используются суггестия (внушение), светомузыкальные воздействия, различные виды специализированной гимнастики (дыхательной, общеукрепляющей).

Обучение М. п. с. наиболее успешно осуществляется в рамках специально организованных циклов занятий. Форма организации занятий по обучению М. п. с. может существенно варьировать в 3 основных направлениях: индивидуальные самостоятельные занятия с помощью специальной методической литературы, групповые или индивидуальные занятия под непосредственным руководством психолога (гетеротренинг), групповые занятия с использованием аудиовизуальных средств. Последние 2 формы широко используются в практике работы т. н. кабинетов психологической релаксации, организуемых на производстве, в медицинских, учебных и воспитательных учреждениях. (А. С. Кузнецова, А. Б. Леонова.)