Поведение толпы

В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаи­мопроникновение в реальное поведение людей.

Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоциональ­но и идеологически окрашенными и многократно усиленными.

Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия. Как уже   говорилось, следствие либо дефицит информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях.

Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической :и социально-психоло­гической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При пани ке людьми движет безотчетный страх. Оки утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации.

Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие.

Суеверие упрочившееся ложное мнение, возникающее пол влия­нием страха, пережитого человеком. Впрочем:, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо. Мм подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверие основано на страхе и оно многократно усиливается в толпе.

Иллюзия — разновидность ложного знания, закрепившегося в об­щественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности Социальная иллю­зия — своего рода эрзац-подобие реаль-нссти, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое с"н поче­му-то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии — незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе.

Предрассудки — ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напо­ристы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку.

Психологическая природа предрассудков состоит в том, что па­мять человека запечатлевает не просто мнение (знание), она сохра­няет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна, факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу.

В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий.

Факторы, определяющие характер мнений :и верований толпы, бы­вают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдален­ные. Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву — без этого они не вызвали бы столь сокруштельных результатов, которыми нередко поражает беснующаяся толпа. Факторы, способные впечатлять и саму толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку.


Экскурс в мир терминологии

Брунер Джером Сеймур (Bruner) (1.10.1915, Нью-Йорк – ?) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (1941–1944). С 1944 по 1952 г. работал в качестве лектора, затем — ассоциативного профессора по психологии в области восприятия, когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952 г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (1951–1952, 1961–1972), с 1972 он — профессор Оксфордского университета (Великобритания).
   В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности кобщению („Personality under Social Catastrophe: Ninety Life — Histories of the Nazi Revolution“ (совм. с Allport G.W., Jandorf E.M.), „Character and Personality“, 1941, 10).
   Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образомпотребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов, целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие („Value and need as organizing factors in perception“ (совм. с Goodman C.), „J. of Abnorm. and Social Psychol.“, 1947, 42, 33–44; в рус. пер. „Ценности и потребности как организующие факторы“, в кн.: „Психология познания“, М., 1977; „Emotional selectivity in perception and reaction“ (совм. с Postman L.), „J. of Personality“, 1947, 16).
   На основе этих исследований Брунер предложил выделять „аутохтонные“ факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и „директивные“, зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин „социальное восприятие“. Целостный процесс восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий, в образной и языковой форме („Studies in Cognitive Growth“ (совм. с Olver R.R. et al.), N.Y., 1966).
   Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте „критические“, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы.
   На основе проведенных им кросс–культурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре „усилителей“ (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные „усилители“. Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится.
   Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий („A Study of Thinking“ (совм. с J.J. Goodnow, G.A. Austin), 1956). Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из–за столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом, Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования.