Поведение массы

Поведение массы является спонтанным, самобытным, элементар­ным, оно не определяется правилами или чьим-то ожиданием. Массовое поведение парадоксальным образом выстраивается из индивидуальных линий деятельности, а не из согласованного действия. Эти индивидуальные деятельности выступают прежде всего в форме выборов, которые являются откликом на неясные порывы и эмоции, пробуждаемые объектом массового интереса. Так выбирают новую зубную пасту, книги, новую моду, философию или религиозные убеждения.

Если индивидуальные линии поведения сходятся, влияние массы может быть весьма значительным. Из-за сдвигов в интересах или вкусах массы может потерпеть крах какая-нибудь политическая партия и вознестись на вершину успеха другая.

Масса подвергается влиянию тех или иных возбужденных призывов, появляющихся в прессе или по радио, призывов, которые играют на примитивных порывах, антипатиях и традиционных фобиях, тогда ее поведение становится похожим на поведение толпы. И все же масса может вести себя и без такого стадного неистовства. Гораздо больше на нее влияет художник или писатель, если ему удается прочувствовать смутные эмоции массы, выразить и артикулировать.

Примерами массового поведения может служить золотая или земельная лихорадка. Здесь индивид (или семья) имеет собственную щель, между участниками наблюдается минимум кооперации и очень мало чувства преданности или лояльности. Каждый старается опередить другого, каждый стремится заботиться только о себе. Едва лихорадка получает ход, как начинается хаотическое движение, налицо минимум дисциплины и никакой организации для того, чтобы установить хоть относительный порядок. В ряде случаев поведение массы превращается в повальное бегство или панику.

На поведение массы влияет массовая реклама, особенность которой состоит в том, что она адресована анонимному индивиду, а каждый индивид действует на основании своего собственного выбора. Каждый из них представляет собой часть разнородной группы, и только схожий выбор делает индивида одинаковым с другими.

Для массы характерны малоэффективные коммуникации. Ее члены обеспокоены, испытывают смутные надежды или перемены во вкусах и интересах, и потому ее поведение отличается поиском на ощупь — этот неопределенный процесс выбора между объектами к идеями, привлекающими внимание индивидов.

Очень четко описал различие в поведении толпы и массы Э. Канетти, который, напомним, не делал разницы между этими понятиями, но различение получилось у него непроизвольно, само собой. В главе «Масса бегства» в книге «Масса и власть» психология толпы описывается на примере, в частности, бегущей толпы. В этом фрагменте показано, как именно толпа превращается к массу: «Энергия бегства умножается, если бегущие знают друг друга; они должны толкать друг друга вперед, а не отпихивать в сторону. В тот миг, когда бегущий начинает думать только о себе, а в других видеть линь помеху, характер массового бегства полностью меняется, и оно превращается в свою противоположность— в панику, в борьбу каждого против всех, стоящих на его пути. Чаще всего это превращение происходит, когда несколько раз меняется направление бегства. Достаточно перерезать мессе путь, чтобы сна ринулась в другом направлении. Если путь перерезается еще и еще раз, она уже не знает, куда бежать. Она теряет направление, и ее консистенция сразу меняет­ся. Опасность, до сих пор воодушевлявшая и объединявшая, теперь делает каждого врагом другого, каждый начинает спасаться сам по себе». И далее: «Бегство может закончиться и досрочно, если вдруг опасность самоликвидировалась в самом ее источнике. Например, объявлено перемирие, и городу, откуда все бежали, уже ничто не угрожает. Люди поодиночке возвращаются туда, откуда бежали вместе, они снова разделены, как и раньше».

Сообразно этому типу масс (т.е. в интерпретации Г. Блуммера) Канетти описывает праздничные массы. Изобилие товаре в, пищи и напитков, множество людей, на празднике гуляющих, может наслаждаться изобилием! Каждый берет себе, сколько может, но изо­билие неисчерпаемо. Никто и ничто не угрожает, и настораживает, не побуждает к бегству — на время праздника жизнь и наслаждение гарантированы. Атмосфера расслабленности, а не разрядки. Отсут­ствует единая для веек цель, к которой должны все стремиться. Цель — это праздник, она уже достигнута. И теперь каждый идет, куда хочет, а не все вместе к одной цели.

Ключевые слова:     масса      вождь      поведение массы      поведение индивидов в массе

Экскурс в мир терминологии

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ (англ. vocational adjustment) — совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда; в понятие П. п. входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

П. п. не врожденное качество: она формируется в самой трудовой деятельности человека. В ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях, формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность; складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями межгруппового и внутригруппового общения и т. п. Нередко профессия накладывает свой отпечаток на внешний облик (габитус) человека.

Время, необходимое для формирования П. п., зависит, при прочих равных условиях, от природных данных человека, его профессиональной мотивации и соответствующей профессиональной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных уровнях мастерства каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине П. п. человека. Это означает, что формирование П. п. — всегда индивидуальный процесс, при организации которого можно создать условия для достижения лицами, вступающими на трудовой путь, более или менее разного уровня профессиональной подготовки и положительной профессиональной мотивации. Этого нельзя сказать относительно природных данных человека. Учитывая то, что на протяжении многих тысячелетий человек как биологическое существо остается практически неизменным, хотя мир профессий постоянно меняется, можно полагать, что природные предпосылки его трудовой деятельности достаточно универсальны, профессионально нейтральны и пластичны, что позволяет ему овладевать весьма широким кругом профессий. Однако эти возможности небезграничны, поэтому процесс овладения профессией и сама трудовая деятельность сохраняет в большей или меньшей степени черты индивидуальности. К тому же, как показывает практика, не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. П. п. к таким профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных.

При изучении П. п. необходимо исходить из психологических, психофизиологических, собственно мед., антропологических и др. критериев. Для установления достигнутого в каждый данный момент уровня сформированности П. п. используется разнообразный арсенал методических средств: тесты, диагностирующие степень овладения профессиональными знаниями и навыками (тесты достижений), тесты, диагностирующие уровень развития профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и пр. Исследования показывают, что высокий уровень профессионального мастерства м. б. результатом сочетания не одинаковых по своей функциональной природе и по психологической модальности индивидуальных особенностей.