Масса и вождь

Одним из первых психологов, обративших внимание на го, что массе требуется вождь, был 3.Фрейд. Он выдвинул гипотезу о том, что в основе связей, которые объединяют массу, лежит идентификация ребенка с отцом — самая ранняя и самая первоначальная форма эмоциональной связи. По Фрейду, отождествление членов массы с вождем происходит из семейных отношений, а преклонение перед «отцом народов» имеет самую непосредственную связь с детскими «комплексами», На вожде, как считал Фрейд, проецируется бессознательный образ праотца, он (вождь) делается как бы «живым Богом»., а масса слишком часто действует «nD-детски», вопреки собственным интересам.

Всякой мощной связи между элементами массы («мы») необходим противостоящий им объект, противник — «они», будь он действитель­ным или воображаемым. Любому вождю требуется не просто подчерки­вать братские отношения между членами ведомой им массы, он должен поддерживать атмосферу страха перед какими-то могущественными внешними силами, направлять на «них» агрессивное влечение членов массы.

Любое массовое движение абсорбирует огромное количество людей, которые не умеют думать сами. Мысль завоевывает массу сверчу, а не наоборот, — в том случае, конечно, если мыслящие одиночки чувствуют ее, т.е. массы, настроение.

Массой правят избранные. Масса поклоняется силе и слову, произнесенному как откровение от новой веры. Масса любит сильных людей. Масса — это женщина.

Вождь вызывает немедленную реакцию повиновения. Достаточно ему появиться, чтобы масса признала в нем другого вождя, который играл роль на другой сиене, в других обстоятельствах.

Фрейд указывает, что целью «вождей» всегда остается власть, получаемая ими в условиях страха, недовольства своим положением у массового человека.

Массы, каковы бы ни были их культура или социальное положе­ние, нуждаются в поддержке вождя. Он не убеждает их с помощью доводов рассудка, не добивается подчинения силой. Он пленяет их, как гипнотизер, своим авторитетом.

Ключевые слова:     масса      вождь      поведение массы      поведение индивидов в массе

Экскурс в мир терминологии

СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (англ. sensorimotor intelligence)согласно взглядам Ж. Пиаже, 1-й уровень развития человеческого интеллекта, формирующийся в период до интенсивного овладения речью (0-2 г.) на основе координации восприятия и движения; этот период часто называют «стадией С. и.».

Пиаже наметил 6 стадий (подстадий) развития С. и., позволяющие проследить момент возникновения интеллектуального поведения: 1) упражнение рефлексов (0-1 мес); 2) первые навыки и первичные циркулярные (круговые) реакции (с 1 до 4-6 мес); 3) координация зрения и хватания, вторичные круговые реакции; впервые намечается дифференцировка цели (изменение во внешнем окружении) и средств для ее достижения (собственное действие): это нач. возникновения собственно интеллекта (от 4-6 до 8-9 мес); 4) стадия «практического» интеллекта — цель заранее указана ребенку, а средства, выступающие в качестве орудия для ее достижения, заимствуются из прошлого опыта (так, ребенок может взять руку взрослого и двигать ее в направлении интересующего предмета или, схватив палку, достать ею отдаленную игрушку) (8-11 мес); 5) третичные круговые реакции и поиск новых средств для достижения цели, которые ребенок находит посредством внешних материальных проб. Ребенка не удовлетворяет простое воспроизведение движений, которые привели к интересному результату; поэтому он их намеренно изменяет, чтобы изучить результаты этих изменений; так открываются новые средства для достижения цели (с 11-12 до 18 мес); 6) новые средства решения задачи ребенок может найти путем интериоризированных комбинаций схем действия, которые ведут к внезапному озарению, или инсайту (18-24 мес).

Т. о., один из критериев интеллекта, согласно Пиаже, — дифференцировка ребенком цели и средств для ее достижения. Пиаже считает поэтому, что инсайт как существенный признак интеллекта (В. Кёлер, К. Бюлер) очень узок, а признак проб и выдвигаемых ребенком гипотез в отношении новых условий действия (Э. Клапаред) — слишком широк.

По своей структуре С. и. представляет собой систему последовательно связанных схем действия субъекта, которая приводит к определенной логике действия. Благодаря С. и. у ребенка возникает представление о постоянном (стабильном, устойчивом) существовании объекта (object permanence), а также первичные представления об объективном пространстве, времени, причинности; ребенок начинает рассматривать себя в качестве объекта среди др. в мире, который существует объективно.

Для перехода от С. и. к мышлению в собственном смысле слова необходима интериоризация схем действия в подвижные, обратимые умственные действия (группировка операций) и межиндивидуальная координация этих операций, обеспечивающая реципрокность точек зрения и соответствие между элементами операции и их результатом (см. Операции интеллектуальные).

В основе С. и. лежит стремление ребенка к достижению практически преследуемой цели, а не к постижению и обоснованию истины. Ребенок преимущественно имеет дело с объектами, их перцептивными указателями и моторными сигналами, а не со знаками, символами и схемами, относящимися к объектам. Этот интеллект, как полагает Пиаже, — явление индивидуальное; здесь не происходит социализации интеллекта, предполагающей использование знаков.

Критический анализ концепции Пиаже, проведенный Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным и др., показывает несостоятельность подхода к детской психике, рассматривающего развитие согласно схеме взаимодействия «ребенок—предмет». Теория Пиаже не учитывает того факта, что ребенок с самых первых дней своей жизни — социальное существо; поэтому развитие его интеллекта происходит по схеме «ребенок—взрослый—предмет» и зависит от общения и совместной деятельности с окружающими людьми; организация самой предметной деятельности ребенка направляется взрослым. (Л. Ф. Обухова.)