Теоретические подходы к исследованию малых групп

На развитие теории психологии социальных групп оказало вли­яние множество концепций, среди которых наиболее известны следую­щие.

Теория поля основывается на известном тезисе К. Левина о том, что поведение личности, как правило, определяется ее жизненным и социальным пространством. При разработке своей концепции К. Левин воспользовался аналогами понятий, применяемых в топологии и теории множеств. Эта теория дала импульс к разработке частных теорий групповой психологии:

   теории сплоченности;

   теории социальной власти;

   теории соперничества-сотрудничества;

   теории внутригруппового давления;

   теории групповых притязаний.

Интеракционистская концепция строится на том, что группа есть система взаимодействующих индивидов, функционирование которых описывается тремя понятиями:

индивидуальная активность;

взаимодействие;

отношение.

В теории систем группа рассматривается как открытая система взаимосвязанных позиций и полей, как совокупность групповых «вхо­дов» и «выходов».

Социометрия рассматривает группу через анализ внутригрупповых отношений.

Психоаналитическая ориентация использует в описании групповых процессов идеи З.Фрейда о мотивационных и защитных механизмах личности.

Общепсихологический подход заключается в представлении о че­ловеческом поведении, в котором отражены индивидуальные процессы личности, такие как научение, когнитивная сфера, мотивация и эмо­ционально-волевая сфера личности, неизбежно связанные с групповыми действиями.

Теория подкрепления базируется на идеях оперантного обуслов­ливания Скиннера, в рамках которых поведение индивида в группе определяется как функция поощрения (положительное подкрепление) и санкций (отрицательное подкрепление).   


Экскурс в мир терминологии

АККОМОДАЦИЯ (от лат. accomodatioприспособление к ч.-л.) — в концепции интеллекта Ж. Пиаже — свойство, сторона процесса адаптации. Содержание А., согласно Пиаже, — это приспособление схем поведения к ситуации, требующей от организма определенных форм активности. В результате А. существующая схема изменяется. Пиаже подчеркивает принципиальное единство биологической и познавательной А., сущность которых составляет процесс приспособления к разнообразным требованиям, выдвигаемым перед индивидом объективным миром. А. неотделима от ассимиляции, в совокупности с которой они представляют собой постоянные атрибуты любого акта адаптации. (Е. В. Филиппова.)