ТЕМА 13. Экстремальная ситуация как социально-психологический феномен

1. Понятие и типы экстремальной ситуации. Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации.

3.  Личностно ориентированные формы поведения жертв экстремальной ситуации.

4.  Личностно ориентированные формы поведения спасателей в экстремальных ситуациях.

5.  Социальные формы поведения в экстремальной ситуации.

6.  Способы адаптации к экстремальной ситуации и посленее.

Литература:

1.   Архипова Н.И., Кульба В. В. Управление в чрезЕ-ычайных ситуа­циях. - М., 1998.

2.   Кашник О.И. Личность в условиях экстремальности: методологи­ческие аспекты // Проблемы социальных взаимодействий в транзитив­ном обществе. - Новосибирск, 1999.

3.   Колодзин Б. Как жить после психической травмы: Пер. с англ. - М., 1992.

4.   Лебедев В.И. Личность в экстремальной ситуации. — М., 1989.

5.   Основные типы психической дезадаптации у бывших воинов-интернационалистов. — Л., 1990.


Экскурс в мир терминологии

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ (англ. essence and phenomenon) — универсальные объективные характеристики предметного мира, его познания и практической деятельности людей. Сущность составляет внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное выражение предмета, внешние, непосредственно представленные и эмпирически констатируемые формы его существования. В процессе познания С. и я. выступают как ступени постижения и понимания объектов мыслительной деятельности, их отражения в целостном виде. В мышлении категориями С. и я. выражается переход от отражения многообразия неличных форм бытия предмета к единству и целостности его внутреннего содержания. Постижение сущности предмета составляет задачу не только науки, но и многих современных видов деятельности, напр. в ситуациях организации и управления состоянием сложных систем.

Хотя категории С. и я. были выделены еще в античный период, представление об их содержании прошло значительный путь исторического развития. Согласно Демокриту, сущность («идея») вещи составляет порядок (образ, форму) сцепления атомов в некоторое единство, но сцепления случайного, не раскрывающего характер целостности вещи. По Платону, сущность, наоборот, не сводится к совокупности конкретных явлений, а имеет сверхчувственный и даже нематериальный характер. Аристотелем представление о сущности вновь связывается с единичными вещами и вместе с тем она не выводится из «материи». Отделение ее от явления становится особенно значительным, т. к. носителем сущности считается Бог, а явление связывается с земным существованием. В новое время противопоставление С. и я. переносится в сферу познавательных действий человека.

И. Кант считал возможным познание лишь явлений, к которым он относил не объективное выражение сущности, а только вызванные ею субъективные представления. Гегель диалектически понимает С. и я. и устраняет их противопоставление. Явление определяется им как чувственно-конкретное выражение сущности, а сущность представлена являющейся. Несмотря на это, в XIX в. в западной философии противопоставление С. и я. все-таки сохраняется. Лишь в работах К. Маркса и Ф. Энгельса снимается это противопоставление, а внешние явления неразрывно связываются с внутренней структурой предмета, его единым внутренним содержанием, которое выражает его сущность. Но в единстве С. и я. выделены противоречия, которые создаются богатством и динамичностью изменений явлений, ограниченностью и устойчивостью внутреннего содержания сущности. Разрешение этих противоречий достигается познавательными действиями разных видов мышления. (В. М. Гордон.)