Социальная напряженность и ее психологическая характеристика

Социальная напряженностьэто острая противопоставленность личностных и межгрупповых интересов. Социальная напряженность проявляется:

в состоянии «строго недовольства обстоятельствами жизни;

в атмосфере психического беспокойства и тревоги;

в сильной степени эмоционального возбуждении;

в учащении агрессивно-враждебных столкновений в рамках межличностных отношений;

в усилении отклоняющегося или криминального поведения;

в потребности в «охоте на ведьм», т.е. в поисках виновного;

в преобладании деструктивного состоянии психики над кон­структивным.

Ситуации социальной напряженности могут иметь место на макро-, мезо- и микроуровнях. Макроуровень — это масштаб общества, в условиях России, например, это или вся страна, или какая-либо ее часть (субъект федерации). Мезоуровень — это общность какой-то относительно некрупной административной единицы, небольшой территории — городу поселка городского типа или села (деревни). Микроуровень— это предельно малая общность, например, небольшой производственный коллектив, семья, неформальная группа.

Если экстремальные ситуации — это факторы внешней среды, с пролонгированным эффектом (последействием), оказывающие сильнейшее воздействие на человека, способные повлечь за собой личностную катастрофу, то ситуация социальной напряженности — это факторы среды, сравнительно слабо воздействующие на человека, однако способные порождать психическую ил к психологическую травму.

К ситуациям социальной напряженности можно отнести:

— длительное психическое напряжение, вызвавшее усталость или атрофию системы адаптации человека. Это ситуации, например, когда долго сохраняют ограюрванный темп работы и жизни;

повышенную ответственность с постепенно развивающимся ощущением внутренней тревожности;

ситуации с преобладающим  пониженным настроением, вызывающие у человека чувство острого недовольства собой;

ситуации, когда систематически не удовлетворяются базовые жизненные потребности (в пище, одежде, жилище и др.), а также потребности более вы сокого порядка;

острую агрессивно-враждебную направленность межличностного взаимодействия и взаимоотношений.

Источники социальной напряженности имеют к внутриличностную природу.

Общие социально-экономические источники социальной напряженности:

безработица;

рост цен;

высокие налоги;

— рост стоимости жизни;

— рост преступности;

— невозможность получить квалифицированное образование, медицинское обслуживание и социальное обеспечение.

Внутриличностные источники социальной напряженности:

негативные акцентуации характера;

некомпетентные коммуникации.

Ситуации социальной напряженности могут отличаться длительностью психологического воздействия на человека.

Быстропреходящая ситуацияхарактеризуется внезапным возникновением (фактор внезапности) и относительно кратким воздействием. От субъекта требуется оперативно воспринимать и осмысливать обстановку, принимать решения в условиях, когда она быстро изменяется. В напряженной ситуации выраженной неопределенности субъект поставлен в условия, когда он должен выбирать одно из нескольких, и нередко более или менее равнозначных решений. Это так же ситуации с определенным риском.

Длительная ситуация социальной напряженности оказывает изматывающее, изнуряющее воздействие на индивида, ослабляет мотивацию к сопротивлению, рождает состояние безысходности.

Политические, экономические и особенно социальные процессы в России периода 1991-2000 гг. характеризовались высокой степенью социальной напряженности. Ее источники можно определить следующим образом:

произошел развал СССР — мощнейшей в мире ядерной державы на фоне ее экономической отсталости и бедности. Оказались разру­шенными долголетние производственные, а также межсемейные и межличностные связи;

административно-командная система экономики была разруше­на;

промышленность России во всех свои.ч отраслях — как добыва­ющих, так и обрабатывающих, будучи неконкурентноспособной на мировом уровне прежде всего из-за технической отсталости, пе­реживала состояние упадка, фактического развала, хаоса;

страна подверглась массированной товарной интервенции со стороны развитых государств мира и тем доведена до уровня факти­ческой от них зависимости, т.е. до потери экономическом самосто­ятельности;

велись непрерывные эксперименты с политическим устройством Российского государства (президентство, вице-президентство, гу­бернаторство и др.) при резком ослаблении роли государства как политической реальности;

— вся система выборности законодательных органов страны функционировала под знаком нестабильности, временности, неустой­чивости и на федеральном, и на местных уровнях, что определяло образ мыслей и способ жизни конкретных субъектов: «Это для меня звездный час а после меня — хоть потоп». Характерно и далеко не случайно, что единственная актуальная проблема, которая тщательно обсуждалась в высших эшелонах власти страны, — это физическая безопасность президента и его семьи по окончании срока президентских полномочий;

— стала реальностью коррумпированность и криминализация практически всех ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной, административной как на федеральном, так и на местных уровнях;

определенный круг высших должностных лиц в сферах дополнительной власти неоднократно предпринимал по отношению к населению страны действия, характеризующиеся всеми признаками уголовного преступления (например, мошенничества);

— основные системы жизни населения для его простого воспро­изводства (не говоря уже о расширенном) оказались не обеспеченными;

— невиданных масштабов достигло обнищане  населения, охватившее широчайшие его слои — прежде всего за счет инженеров и рабочих остановившегося промышленного производства, работников творческих"профессий, сфер образования, здравоохранения, науки и культуры.

Все это не могло не отразиться на психологическом состоянии населения. Есть основания утверждать, что широкие слои россиян переживали факт изменения состояния своего сознания именно в психологическом и даже психиатрическом смыслах слова. Оно про­являлось во множестве конкретных признаков, прежде всего таких как:

  утрата чувства исторической  перспективы, ощущение безысходности своего положения, невозможности изменить ситуацию в лучшую сторону собственными усилиями;

  ощущение невостребованности государством физического, интеллектуального и нравственного потенциала населения, и, как следствие этого, социальная анемия и депрессия;

  восприятие государства как враждебной, агрессивной силы, реально, физически угрожающей самой жизни простого человека;

  глубокая криминализация сознания, отразившаяся в   образе жизни людей, когда практически любой гражданин, не говоря уже о предпринимателях, убедился, что честно взаимодействовать с государством невозможно;

  утрата чувства, называемого патриотизмом, когда понятие «Родина» сведено до уровня географического и узкосоциального: места, где родился сам и живут или похоронены близкие и родственники, до круга коллег, знакомых, товарищей, приятелей и друзей.

Это состояние россиян неизбежно имело свои последствия и результаты.


Экскурс в мир терминологии

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА (англ. psychology of sport)область психологии, изучающая закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности. П. с. разрабатывает след. проблемы.

1. Общие вопросы спортивной деятельности: идейная направленность, цели и мотивы занятий спортом, возникновение и развитие интересов к спорту, общие и специфические условия формирования навыков и умений в тех или иных видах спортивной деятельности.

2. Проблемы повышения эффективности тренировки спортсмена, понимаемой как процесс его обучения и воспитания, направленный на овладение техникой и тактикой при проведении соревнований, получение общей и специальной физической, моральной, волевой и теоретической подготовки. Психолога здесь интересуют закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, психологические условия достижения спортсменом высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений и др., пути и способы развития специализированных восприятий (чувства времени, дистанции, мяча, воды и др.), формирование представлений спортсмена о движениях и их влияние на успешность процесса тренировки, особенности процесса наблюдения и развитие наблюдательности, вопросы развития тактического мышления и воображения в спорте. Особенно внимательно изучаются психологические основы волевой подготовки спортсменов, вопросы их психологической подготовки к участию в соревнованиях вообще.

3. Проблемы, связанные с участием спортсмена в соревнованиях: психическое состояние спортсмена перед нач. соревнований, особенности проявления эмоций в ходе проведения соревнований и после них, специфические состояния «мертвой точки» и «второго дыхания», влияние спортивных напряжений на психику соревнующихся, психологические аспекты непосредственной подготовки к исполнению отдельных спортивных движений (прыжков в легкой атлетике, упражнений со штангой в тяжелой атлетике и т. п.), психические состояния спортсменов в связи с победой или неудачей в соревнованиях.

4. Проблемы произвольной (психической) регуляции спортивной деятельности и психических состояний, психология спортивных коллективов, отношений тренера и спортсменов.

5. Проблема личности спортсмена. Эта проблема общая, синтетическая для П. с.

П. с. тесно связана с практикой физического воспитания и спорта. Исследования осуществляются в естественных условиях спортивной деятельности и сочетаются с проведением экспериментов в лабораторных условиях.