Межличностные отношения «навстречу людям»

К межличностным отношениям типа «навстречу к людям» относятся следующие.

Любовь — чрезвычайно сложное чувство индивида, выражающее: — высокую степень эмоционального положительного отношения к объекту. В этом случае объект выделяется среди других и помещается в центр жизненных потребностей и интересов субъекта. Обычно в такой интепретации под объектами любви понимают родину, город, деревню, даже улицу, науку, искусство (в их конкретных проявлениях: математика, музыка и др.), предметы или вещи; — интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта к другому человеку. Это чувство выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности этого другого, имея целью пробудить у объекта любви ответное чувство той же интенсивности, направленности и устойчивости. Выступает в двух формах:  физиологически  не  обусловленное  сексуальными потребностями (любовь к родителям, к членам семьи, к старикам или детям) и физиологически обусловленное сексуальными потребностями. Особое, может быть, промежуточное место занимает указанное чувство к домашним животным — собаке, кошке, птицам, которые, в силу специфически сложившихся в данной семье отношений, приобрели полноценный в психологическом смысле слова статус членов семьи.

Любовь — эмоциональное чувство, отличающееся глубиной, силой, от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти.

Э. Фромм рассматривает любовь как установку, ориентацию характера, которая определяет отношение человека к миру вообще, а также формы проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви.

Любовь — наука и искусство, требующие разнообразных знаний и умений, втом числе дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры.

Психологи установили наличие тесной связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе.

Близость — тип межличностных отношений двух людей, когда на основе сотрудничества утверждаются личные ценности. Такой тип отношений определяет функциональную дистанцию между партнерами. Функциональная дистанция — это то, насколько часто, эмоционально и физически близко люди общаются между собой в повседневной жизни. Психологи подметили, что нередко, если не сказать, часто, близость как функциональная дистанция определяется близостью как географическое соседство. Социальные психологи обнаружили, что большинство людей, например, вступает в брак с теми, кто живет по соседству, работает в той же фирме или в той же сфере, в школьные или студенческие годы учились вместе (в одной группе, на одном курсе, в одном и том же учебном заведении).

Близость — взаимно приспособительное поведение, направленное на достижение взаимного удовлетворения и чувства безопасности своего положения. Близость позволяет людям открывать друг в друге черты сходства и обмениваться знаками внимания (психологическими поглаживаниями). Здесь действует открытый американскими психологами эффект простого нахождениям поле зрения. Его суть: имеет место тенденция испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их
неоднократного появления в поле зрения оценивающего. Русская пословица гласит: «С глаз долой — из сердца вон».

Дружба — вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений. Характеризуется:

  Взаимной привязанностью участников;

  усилением процессов аффилиации (стремления быть в обществе других людей);

  взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

Отношения дружбы предполагают необходимость:

  взаимопонимания;

  взаимной откровенности и открытости;

  доверительности;

  активной взаимопомощи;

  взаимного интереса к делам и переживаниям другого;

  искренности;

  бескорыстия чувств.

Дружба подразумевает реализацию этих отношений. Обычно им следуют как своеобразному «неписаному» кодексу. Нарушения этого кодекса, особенно серьезные (например, злоупотребление доверием, откровенностью и искренностью), могут привести к прекращению дружбы или даже к превращению отношений дружбы в отношения прямо противоположные — вражды. Менее серьезные нарушения «кодекса» обычно переводят отношения дружбы s приятельские, более поверхностные.

Дружба зависит от общности целей, интересов, идеалов, ценностей. Богатство дружеских отношений определяется социальной ценностью совместной деятельности, которой посвятили себя друзья, а также тех идей и интересов, на которых основался их союз.

Для дружеских отношений характерен глубокий эмоциональный контакт, закономерности их развития и угасания существенно меняются на разных этапах жизни и обладают спецификой по полу.

Дружба - один из важных факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции.

Приятельские отношения — предполагают в целом доброжелательные, взаимозаинтересованные отношения, но без особой глубины и устойчивости. Чувствам искренности, открытости, доверительности еще предстоит развиваться, если для этого сложатся необходимые, вполне определенные обстоятельства, предпринимаемые усилиями обоих партнеров.

Влечение— инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. В психологическом плане влечение — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта в человеческом объекте.

Считается, что влечение — это преходящее явление, поскольку представленная в нем потребность либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение или мечту, либо угасает.

В классическом психоанализе влечение характеризуется:

— источником (по 3. Фрейду): тот соматический процесс в каком-либо органе или части тела, раздражение которого в душевной жизни воплощается во влечении;

— целью;

— объектом;

— силой (энергией).

Человек может испытывать разное влечение. Половое влечение— это многозначный термин, обозначающий и сексуальное желание вообще, и мотивационный аспект сексуальности, и стремление к телесному сближению с определенным человеком.

Влечение сексуальное (инстинкт сексуальный) — происходящая из внутреннего источника раздражающая сила, направленная на устранение сексуального возбуждения путем непосредственного или опосредованного удовлетворения первичных позывов. Одно из важнейших влечений, оказывающих исключительное влияние на всю жизнедеятельность, предопределяет потребность в любви, соответствует ей и выступает как влечение к жизни.

Платоническое влечение может быть истинным и ложным. Ложным является то платоническое влечение, которое замещает вытесненное из сознания влечение сексуальное. Истинное платоническое влечение существует и реализуется само по себе, без признаков имеющегося в наличии или вытесненного влечения сексуального.

Альтруизм: помощь другим. Как социально-психологический феномен его можно рассматривать с двух точек зрения:

  как систему ценностных ориентации личности;

— как форму межличностных отношений.

Как система ценностных ориентации личности альтруизм представляет собой приоритет интересов другой личности или социальной общности. Основная идея альтруизма — идея бескорыстия. Он не предполагает реального вознаграждения за деятельность в интересах других людей, не связан сознательно с собственными эгоистическими интересами.

Альтруизм может быть осознанной ценностной ориентацией, которая определяет поведение личности в целом, в этом случае альтруизм превращается в смысл жизни человека. Альтруистическая модель поведения определяется характером ценностей, лежащих в основе взаимоотношений личности с другими людьми.

Альтруизм как форма межличностных отношений выступает в виде социально-психологического проявления гуманности, в виде коллективистской идентификации в повседневном общении и деятельности людей.

Коллективистская идентификация возникает в рамках совместной, обычно групповой, деятельности как форма гуманных отношений. В этом случае имеет место восприятие переживаний одного человека, члена группы, как мотива поведения, которое организует групповую деятельность во имя достижения групповых целей и устранения психотравм ирующих воздействий или переживаний.

Психологическая основа коллективистской идентификации — это складывающаяся в совместной деятельности готовность субъекта чувствовать, переживать и действовать в отношении другого так, как если бы им был он сам. Важно иметь в виду, что коллективистская идентификация не сводится к индивидуальным предпочтениям членов группы, не зависит от личных симпатий и внешних факторов.

Ключевые слова:

Экскурс в мир терминологии

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (англ. education and development) — широко разрабатываемая в психологии проблема, выясняющая взаимоотношение этих двух различных процессов (см. Педагогическая психология, Развитие психики, Учение).

В отечественной психологии эта проблема была впервые сформулирована Л. С. Выготским в нач. 1930-х гг. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового в развитии. Введенное им понятие «зона ближайшего развития» раскрывает это общее теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, успешно начинает выполнять то, чего он до этого не мог выполнить самостоятельно. Мера этой помощи (способность ее воспринять) выступает как показатель потенциальных возможностей ребенка к обучению (см. Обучаемость). То же, чего ребенок уже достиг к моменту обучения, характеризуется Выготским как «зона актуального развития».

Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение и имеет свои собственные закономерности. Выготский подверг критике 2 против. направления, представленные в 1930-х гг. в зарубежной психологии: 1) рассматривающее развитие в отрыве от обучения (Ж. Пиаже) и 2) отождествляющее развитие с обучением (Э. Торндайк).

Дальнейшее развитие эта проблема получила в трудах П. П. Блонского, показавшего сложное соотношение между знанием и мышлением: овладение знаниями, с одной стороны, — необходимое условие развития мышления, а с др. — вне мыслительного процесса не м. б. усвоения знаний. Интенсивные исследования в 1940-60-е гг. способствовали дальнейшей разработке проблемы О. и р., прежде всего по линии выявления условий, при которых обучение становится развивающим, определения конкретных форм обучения, обеспечивающего более высокое умственное развитие уч-ся в условиях как индивидуальных, так и групповых экспериментов (с целыми классами). При этом одни психологи придавали решающее значение изменению содержания образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов; см. Развивающее обучение), др. достигали развивающего эффекта обучения г. о. посредством усовершенствования методов обучения (Л. В. Занков), третьи пытались средствами обучения изменить способы умственной деятельности уч-ся и тем самым повысить эффективность усвоения (Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова-Меллер и др.).

В ряде исследований было установлено, как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное формирование умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), какое воздействие на него оказывают разные методы обучения (Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская и др.), какую роль в этом развитии играет проблемное обучение (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин). В работах Г. С. Костюка и его сотрудников специально рассматривались различные формы взаимозависимости О. и р.

Т. зр., признающая ведущую роль обучения в развитии (при всей сложности их соотношения) и широко представленная в работах психологов разных стран, противостоит взглядам Ж. Пиаже и Б. Инельдер, утверждающих, что обучение лишь пассивно следует за психическим развитием, приспосабливаясь к его наличному уровню, что развитие имеет законы, независимые от обучения. Наиболее четко эти различные позиции были представлены на XVIII Межд. психологическом конгрессе (М., 1966).

Многие вопросы, касающиеся решения данной проблемы, еще требуют разработки. Актуальны, в частности, вопросы о стадиях развития мышления в различных условиях обучения, о критериях умственного развития в процессе обучения. Особую актуальность имеет вопрос о воздействии различных форм обучения на развитие личности уч-ся, на становление ее мировоззрения, убеждений.