Социальные убеждения и суждения

Социальные убеждения и суждения — мощнейший фактор, определяющий социальное поведение индивида в тех или иных обстоятельствах жизни. В огромной мере социоповедение индивида зависит от того, как люди интерпретируют (объясняют) других. Наши заключения о поступках людей очень важны: ведь этим определяются наши реакции и решения относительно других. Люди интерпретируют других людей, а социальные психологи интерпретируют интерпретацию этих людей. Д. Майерс и другие американские социопсихологи активно эксплуатируют так называемую теорию атрибуции, или теории приписывания. Эта теория, как они считают, объясняет поведение людей. Одна из концепций теории приписывания состоит в следующем. Люди объясняют поведение других людей, приписывая причину действий либо внутренней природе человека (свойства характера, мотивы, установки), либо внешним ситуациям.

На самом же деле эти различия между внутренними и внешними причинами поведения часто стерты (ситуации действительно влияют на внутреннюю природу того, что наделено активностью: шар катится и потому, что он круглый, и потому, что его толкнули, и это относится отнюдь не только к неодушевленным предметам). Тем не менее, социальные психологи обнаружили, что люди часто приписывают поведение других либо их внутренней природе, либо ситуации.

Выявился ряд и других интересных закономерностей, в соответствии с которыми люди интерпретируют поведение других. Так, было замечено, что многие с необычайной легкостью делают заключения о чертах личности других людей. Обращено внимание на то, что приписывания почти сплошь и рядом рационалистичны, т.е. психология здравого смысла часто объясняет поведение других с логической точки зрения. Было обнаружено, что в обыденных интерпретациях люди часто не принимают в расчет иные возможные причины поведения, если уже акие-то правдоподобные из них известны.

Социопсихологи установили также, что люди нередко приходят к заключению, будто намерения и внутренняя природа другого человека соответствует его поведению. Это так называемая теория соответствующих предположений, или теория предубеждения соответствия.

Немало интересного выявлено и в том, что касается распространенных ошибок, связанных с феноменом приписывания. Так, одной из фундаментальных ошибок приписывания считают тенденцию наблюдателей недооценивать ситуационную и переоценивать внутреннюю природу другого. Все, однако, происходит наоборот, когда дело касается самого наблюдателя. Другими словами, мы часто объясняем свое собственное поведение с точки зрения ситуации, но при этом считаем, что другие сами несут ответственность за свое поведение. Это очень точно иллюстрируется той лексикой, какой мы пользуемся в подобного рода ситуациях. Когда мы объясняем собственные поступки, то обычно используем глаголы, которые характеризуют наши реакции («Меня это раздражает...»). Интерпретируя же кого-то другого, мы чаще используем прилагательные, характеризующие этого человека («Он раздражительный»).

Ошибки приписывания совершаются отчасти потому, что, наблюдая за чьим-либо действием, мы концентрируем свое внимание именно на этой личности, а ситуация остается относительно незаметной. Когда же мы действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем, и ситуация проявляется более явно. Поэтому мы более чувствительны к ситуативным влияниям на нас. Когда социальную информацию можно проинтерпретировать по-разному, большой вес имеет предубеждение. Мы менее критичны к информации, если она поддерживает предпочитаемые нами выводы. Интерпретация событий самым непосредственным образом зависит от восприятия, и этим можно успешно пользоваться для манипулирования интерпретациями. Эксперименты с фотографиями одного и того же человека, показанные одновременно с сопроводительной информацией о том, кто этот человек (герой или преступник), убедительно подтвердили такую зависимость. Иначе говоря, если у нас есть убеждение, оно влияет на то, как мы воспринимаем всю другую, относящуюся к делу информацию.

Социопсихологами подмечен и такой феномен, который получил название «стойкость убеждений». Суть его в том, что когда основа нашего убеждения дискредитируется, объяснение, почему убеждение могло бы быть истинным, остается.

Многочисленные психологические эксперименты показали, что чем тщательнее мы проверяем свои теории и объясняем, почему они могли бы быть истинными, тем в большей степени становимся закрытыми для информации, которая способна пошатнуть наше мнение. Неверное  мнение о других людях или даже о себе может продолжать существовать даже после его дискредитации.

Ключевые слова:

Экскурс в мир терминологии

АФФЕКТ (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями (см. Эмоции). А. развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих, ситуаций. Обладая свойствами доминанты, А. тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации (напр., бегство, агрессию), сложившийся в биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических условиях. Др. важная регулирующая функция А. состоит в образовании специфического опыта — т. н. аффективных следов (аффективных комплексов), актуализирующихся при столкновении с отдельными элементами породившей А. ситуации и предупреждающих о возможном ее повторении.

У человека А. могут вызываться не только факторами, затрагивающими его физическое существование и связанными с его биологическими потребностями и инстинктами, но и нарушением его социальных отношений, напр. несправедливостью, оскорблением. Травмирующие человека аффективные следы при определенных условиях могут полностью вытесняться из сознания. Иногда А. возникают в результате повторения ситуаций, вызывающих то или иное отрицат. состояние. В таких случаях происходит т. н. аккумуляция А., в результате которой он может разрядиться в бурном, неуправляемом поведении (аффективном взрыве) и при отсутствии исключительных обстоятельств. В связи со способностью А. аккумулироваться были предложены в воспитательных и психотерапевтических целях различные методы их изживания, «канализации».

Содержание и характер А. человека могут изменяться под влиянием воспитания. Диагностика А. — одна из характерных задач, решаемых в практике судебно-психологической экспертизы. (В. К. Вилюнас.)

Добавление: Б. Спиноза и англ. философы (напр., Ф. Бэкон, Д. Юм, Э. Берк) понимали под А. любые человеческие эмоции, чувства и даже желания. Примерно так же широко употреблял этот термин Л. С. Выготский в постановке проблемы единства А. и интеллекта. Ср. Аффект неадекватности.

У И. Канта термин «А.» используется в более узком смысле, близком к принятому в современной психологии (и психиатрии). Кант также указывал на существенный признак А. — снижение разумного (волевого) контроля поведения, что не следует путать с потерей сознания. С. Л. Рубинштейн добавляет: «В состояния А. человек "теряет голову". Поэтому в аффективном действии м. б. нарушен сознательный контроль в выборе действия». В силу указанных свойств А., или «сильное душевное волнение» (говоря словами уголовного кодекса), рассматривается как смягчающее вину обстоятельство.

Отмечалось также след. субъективное отличие А. от эмоций (в узком смысле): А. возникают внезапно и мимовольно (мы говорим: «меня охватил гнев», но «я обрадовался») (А. Н. Леонтьев), т. е. А. как бы навязываются, насылаются на нас, захватывают нас врасплох, тогда как источник эмоции локализуется в нашем Я.

В психиатрии различают физиологический и патологический А. Физиологический А. — это и есть то, что психологи называют А. Нем. психиатр Р. Крафт-Эбинг (Krafft-Ebing, 1840-1903) ввел термин «патологический А.», которым принято обозначать аффективные состояния с нарушением сознания (сновидность, помрачение, сужение). В диагностике патологических А. учитывают наличие полной или частичной амнезии на события в фазе аффективного взрыва и наличие истощения психических и физических сил после аффективного взрыва. (Б. М.)