Понятие, структура и функции социальной психологии

Как известно, в понятии, в определении той или иной науки раскрывается ее объект и предмет.

Термин «социальная психология» определяется следующим образом: «Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп».

Д. Майерс дает такое определение социальной психологии: «Социальная психология — это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу». По мнению ряда авторов, четкости в формулировке понятия социальной психологии до сих пор нет. Считается, что существует три подхода к социальной психологии.

В рамках первого подхода отражается социологический взгляд на понимание социальной психологии, и ее рассматривают как науку о «массовидных явлениях психики». Сточки зрения социологов, предметсоциальной психологии — общественная психология, изучающая психологию классов и иных больших социальных групп и общностей,  в частности, исследующая традиции, обычаи, нравы. С другой стороны, сферой внимания общественной психологии являются закономерности формирования общественного мнения, а также психология коллективов.

Во втором подходе отражаются взгляды тех психологов, которые считают предметом социальной психологии личность. При этом подходе акцент делается на характерологические черты или свойства личности, на психологическую типологию. Кроме того, предметом социальной психологии в рамках личностного подхода выступают межличностные отношения, поведение личности в группе, система общения между индивидами в целом.

Третий подход рассматривает социальную психологию как науку, которая изучает и массовидные процессы психики, и психику личности в группе. Понятно, что с точки зрения этого синтезированного подхода социальная психология является наукой, исследующей широкий круг проблем, в частности, такие как социальная психология личности социальная психология общностей, социальная психология общения, социальные отношения и др.

Существуют и иные подходы к определению предмета социальной психологии, которые так или иначе содержат упомянутые уже идеи. Подробно они раскрыты в работах советских социальных психологов БД. Парыгина, В.Н.Мясищева, А.К. Уледова и др. Болгарский ученый В. Вичев считает, что социальная психология изучает социальную психику. Под этим термином понимает функциональную динамическую систему общества, которая формируется при коммуникации людей, в их общностях — от малых до больших, от социальных организаций до неформальных объединений.

Социальная психика — сложное, динамическое и противоречивое духовное образование. Она функционирует как единство:

  массовых, групповых, межгрупповых, межличностных и личностных настроений;

  массовых, групповых и индивидуальных эмоций;

— стереотипов и установок. Подсистемами социальной психики можно считать:

— общественное настроение;

— общественное мнение;

— социальную волю.

По мнению В. Вичева, социальная психика реализует ряд важных функций в обществе:

1.  Интеграция и трансляция социального опыта. На этой основе формируется единое направление мыслей, воли и чувств в данной социальной группе.

2. Социальная адаптация. Индивидуальное сознание приводится в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе.

3.  Социальная корреляция. Поведение личности приводится в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме.

4.   Социальный контроль. Поведение личности регулируется системой неформальных санкций общества.

5. Психологическая разгрузка. Люди освобождаются от социально-психологического напряжения, не нарушая общепринятых норм.

6. Социальная активация. Человеческая деятельность усиливается
благодаря активизации массовых эмоций.

Структура социальной психологии может быть представлена по-разному. Советский социальный психолог А.Г. Ковалев предлагает такую систему:

 группа психических свойств, которые представляют мотивы массового поведения: социальные потребности, интересы, установки, убеждения, идеалы;

— группа психических явлений — процессов: социальное восприятие, память, мышление, эмоции, воля;

 группа социальных состояний, отражающих относительно устойчивую активность социально-психологических явлений — позитивных и негативных;

 группа социальных традиций, нравов, обычаев, знаний и навыков, обусловливающих определенную деятельность.

Точка зрения другого отечественного психолога ВВ. Ермолина на структуру социальной психологии:

— группа социально-психологических свойств, мобилизующих людей: потребности, интересы, цели, воля;

— группа социально-психологических состояний, проявляющихся в эмоциональных отношениях: чувства, эмоции, страсти, настроения, мнения, предрассудки, иллюзии;

— группа устойчивых социально-психологических форм и продуктов человеческой деятельности, закрепленных в человеческом поведении;

— группа социально-психологических процессов, происходящих в непосредственном  общении людей:  внушение,  убеждение, подражание.

Несколько отличается взгляд Г.И.  Батуриной на структуру социальной психики:                                            

 — психические установки социальных групп: социальный характер, привычки, традиции, предрассудки;

— эмоциональное отражение условий жизни данной общности людей: чувства, настроения, интересы, потребности, идеалы;

— социально-психологические явления, возникающие в группах при непосредственном взаимодействии людей;

  познавательные и коммуникативные особенности: восприятие, понимание людьми друг друга.

Есть и другие подходы к определению структуры социальной психологии.

Ключевые слова:

Экскурс в мир терминологии

РИСУНОК ДЕТСКИЙ (англ. children's drawing) — продукт изобразительной деятельности ребенка. В процессе предметно-манипулятивной деятельности возникают предпосылки к овладению рисованием: ребенок раннего возраста открывает для себя назначение бумаги и орудийный смысл пишущих предметов. Развитие изобразительной деятельности начинается в доизобразительный период, когда ребенок чертит на листе бумаги свои первые каракули. Умение воспроизводить собственные каракули становится предпосылкой развития графического образа — представления о том, как предмет должен быть изображен. Графический образ включает зрительные образы предмета, представления о нем, а также двигательные представления о том, как должно быть построено изображение предмета.

Развитие рисования определено разными формами опыта — ребенок изображает действительность, какой он ее представляет; он рисует то, что видит, то, что знает, и то, что чувствует.

Рисование для ребенка дошкольного возраста выступает как своеобразная синкретическая деятельность, в которой представлены: каракули, которым приписывается значение знака, схемы; изображения письменной речи и собственно иконические изображения — визуально приближенные к объекту графические построения. Под влиянием отношения взрослого к Р. д. постепенно происходит дифференциация изобразительной деятельности.

Особенности развития Р. д. отражают специфику перцептивных действий ребенка, характер применяемых им сенсорных графических образов, опыт движений и действий с предметами, значимость для ребенка тех или иных свойств предметов и ситуаций, устанавливаемую при помощи наглядного мышления. На разных этапах рисования эти компоненты выступают в разных соотношениях. Рисование развивается по направлению ко все более адекватному отображению действительности.

Являясь одним из видов детской деятельности (см. Деятельность детская), рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей.

Все развитие рисования детерминировано разными формами усваиваемого ребенком социального опыта. В этом развитии переплетаются присвоение общих человеческих свойств и способностей (знаковой функции сознания, форм восприятия, основанных на использовании сенсорных эталонов), овладение собственно изобразительной культурой и влияние характера ведущей деятельности на специфику формирования развития изобразительной деятельности в тот или иной период социального развития ребенка.

В процессе начального обучения рисованию взрослые учат ребенка употреблению знаков. Рисование представляет собой знаковую деятельность: в процессе рисования ребенок открывает для себя знаковый смысл графических построений. Одновременное называние словом-именем предмета и графического построения насыщает значение слова знаковым смыслом, концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через рисование. Тем самым ребенок открывает для себя еще один путь познания. Кроме того, графическое построение опосредствует связь предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.

Детское рисование вводит ребенка в специальную деятельность, отработанную долгой историей человеческой культуры. Содержание Р. д. зависит от общей умственной активности рисующего ребенка. Когда ребенок овладевает определенным количеством графических построений, у него начинает проявляться способность к образованию графического образа любого числа предметов и явлений. Познавательный интерес к окружающей действительности приводит к тому, что все многообразие человеческой жизни во всем диапазоне, от возвышенного до низменного, становится предметом изображения. Р. д. свидетельствуют о ценностных ориентациях, оказывающих влияние на детей, а также о внутренней позиции самого ребенка. Рисующий ребенок проявляет себя как представитель своей страны, нации, как носитель мужского или женского пола и как индивидуальность. Содержание его рисунков отражает то, что значимо именно для него в мире.

Обращаясь к тому или иному содержанию, ребенок стремится выразить свое отношение к изображаемому. Пока он с помощью взрослого не овладел конвенциальными средствами того или иного художественного направления, он ищет выразительные средства в своей собственной деятельности. Так, линия и цвет выступают как средство изображения и как средство выражения отношения. Среди специальных выразительных средств Р. д. можно назвать еще орнаменты, симметрические построения, а также гиперболизацию — использование преувеличения отдельных частей изображения для подчеркивания их особой значимости. Все это делает возможным использование Р. д. в психодиагностике.

Чтобы правильно проанализировать выразительные средства детского искусства, необходимо иметь представление о среде, в которой вырос ребенок. Он присваивает выразительные средства так же, как присваивает ценности духовной культуры общества, в котором живет. См. также Изобразительные способности, Художественные представления, Эстетическое развитие. (В. С. Мухина.)