Методы социально-психологического исследования

Традиционно в исследовательских методах социальной психологии выделяются сбор психологической информации и ее обработка. К методам сбора психологической информации относятся следующие.

Наблюдение активно используется, когда необходимо получить данные о поведении и действиях объекта. Сама по себе процедура достаточно проста. Главная проблема — фиксация каких-то Определенных черт поведения, отвечающих принятому в данном исследовании классу характеристик, и расшифровка их в контенте, понятном для прочтения специалисту, не принимавшему участия в наблюдении. Следовательно, при организации социально-психологического наблюдения необходимо заранее определиться в том, что будет наблюдаться, как модели поведения будут фиксироваться, какие соображения будут приняты во внимание при расшифровке протокола наблюдений.

Самостоятельно значимыми моментами исследования здесь являются:

— так называемые единицы наблюдения, которые строго дифференцированы для каждого отдельного случая в зависимости от предмета исследования;

— временной интервал, который будет считаться достаточным для фиксации принятых, согласованных в программе исследования единиц наблюдения.

Изучение документов: Существуют два основных типа документов, представляющих интерес для социально-психологического исследования, — официальные (отчеты, публикации, характеристики и т.п.)
и сугубо личные (показания, письма, исповеди и др.). В рамках исследований массовых коммуникаций широко используется контент-анализ документа. Этот формализованный метод анализа документов
основан на выделении специальных «единиц исследования» (например, слов, принятых в качестве ключевых) и подсчета частоты их употребления.

Опрос— наиболее распространенный метод социально-психологических исследований. Опросы проводятся в виде анкетирования (самозаполнение), формализованного либо свободного интервью
(собеседование). В рамках проведения опросов чаще всего используется научно-теоретический, методологический и методический арсенал, накопленный в социологии при составления вопросников, выборки объектов анкетирования или интервьюирования, технологий опроса и т.п.

Тестирование— широко распространенный и психологии в целом прием исследования. Это процедура получения эмпирических данных от объектов исследования с помощью специально подобранных вопросов или заданий (тесты), ориентированных на изучение способностей к ощущению, восприятию, обработке и отражению информации (тесты «интеллекта») или на выявление особенностей личностной сферы объекта исследования (психических состояний, характерологических черт или свойств личности).

Социально-психологический эксперимент. Как и в общей психологии, в социальной психологии эксперимент проводится в двух видах: как естественный и как лабораторный. В рамках эксперимента
обязательно выделяются контрольная и экспериментальная группы, чтобы иметь возможность сравнивать результаты исследований с определённым эталоном.

Существуют специфические проблемы лабораторного социально-психологического эксперимента, которые определенным образом влияют и на интерпретацию (объяснение) получаемых результатов, и
на эффективность их использования.

Первая из этих существенных проблем — проблема распространения (проекции) результатов, полеченных в ходе эксперимента, на реальную жизнь. Это вопрос о социальной обоснованности лабораторного
эксперимента.

Вторая проблема — уровень погрешностей эксперимента, обусловленных специальным подбором испытуемых.

Третья проблема — степень утраты в лабораторном эксперименте реальной ткани общественных отношений: того самого «социального», что и является предметом исследования. Эта проблема обусловлена
самим фактом извлечения из реальной жизни членов группы, участников эксперимента, на время его проведения.

Четвертая проблема — так называемый Розенталь-эффект, когда результат возникает вследствие присутствия в группе самого экспериментатора. Это означает, что в рамках социально-психологического эксперимента никуда не деться от взаимодействия исследователя с испытуемыми и невозможно полностью исключить его влияние на ход и результаты эксперимента.

Одна из важнейших проблем социально-психологического исследования — качество социопсихологической информации. Оно зависит от:

- от качества применяемых в социально-психологическом исследовании инструментов;

-  от компетентности исследователя в процессе интерпретации полученных данных.

Понятно, что все указанные и некоторые другие проблемы должны быть тщательно учтены при организации лабораторного социопсихологического эксперимента. Что касается социально-психологического инструментария, можно считать, что существует ряд предъявляемых к нему требований,
выполнение которых позволяет оценить качество социопсихологической информации. К ним относятся следующие.

Репрезентативность (представительность) — это возможность распространения результатов, полученных при исследовании выборочной совокупности объектов, на всю совокупность этих объектов. Обоснование выборочной совокупности — важный этап исследования, и соответствующие процедуры определения выборки рассматриваются в методах социологии.

Обоснованность (валидность) — это возможность измерения именно тех характеристик объекта, которые требуется измерять. Существует множество способов проверки инструмента на валидность. Они рассматриваются в курсе психологической диагностики.

Устойчивость— однозначность информации при получении ее в разных ситуациях. Обычно  это качество проверяется повторными измерениями.

Точность     это  чувствительность  инструмента,  степень приближения результата измерения к истинному значению измеряемой величины. Лучше всего понять этот критерий позволяет анализ возможностей проективного и вербального тестов. Проективный тест дает исследователю информацию о наличии того или иного свойства, например, характерологического. Скажем, по рисунку, выполненному человеком во время тестирования, исследователь может судить о наличии в характере испытуемого такого свойства, как агрессивность. Однако в какой степени это свойство присуще тестируемому, с какой силой оно представлено в его характере, подскажет только вербальный тест, который позволяет эту степень видеть по крайней мере в трех диапазонах — низкая, средняя или высокая.

Надежность  свойство инструмента, которое в разных специальных литературных источниках описывается через критерий либо  репрезентативности, либо устойчивости.

Ключевые слова:

Экскурс в мир терминологии

ИНИЦИАТИВНЫЙ – обладающий инициативой, предприимчивый.