Т проверка парных выборок

t-proverka_parnih

Позволяет сравнить среднее для одной переменной, скажем уровень интеллекта, исследуемый на одной выборки, но на разных промежутках времени (для метрических шкал, подчиняющихся нормальному распределению).

Ø       в список «парные выборки» вносим две метрические (порядковые) переменные которые изучают один признак на одной и той же выборки но на разных промежутках времени;

Ø       установки по умолчанию.

Статистики парных выборок

1.       Среднее (арифметическое) – сумма всех значений деленное на их количество.

2.       N – количество респондентов.

3.       Стд. отклонение – величина, характеризующая изменчивость (равняется квадратному корню из дисперсии).

4.       Стд. ошибка среднего – характеристика точности, стабильности величины. Чем меньше значение стандартной ошибки, тем стабильнее величина.

Корреляции парных выборок

1.        N – количество респондентов.

2.        r – коэффициент корреляции Пирсона, всегда лежит строго в пределах (-1;1) и показывает взаимозависимость изменений в переменных.

3.        р – статистическая значимость (не больше 0,05 считается значимым).

Критерий парных выборок

1.        Среднеесреднее между двумя средними значениями.

2.        Стд. отклонение – величина, характеризующая изменчивость (равняется квадратному корню из дисперсии).

3.        Стд. ошибка среднего – характеристика точности, стабильности величины. Чем меньше значение стандартной ошибки, тем стабильнее величина.

4.        95% доверительный интервал разности средних – в случае t критерия относится к разности между средними значениями выборки.

5.        t – критерий различия средних (отличие критерия от 0 выражает различие среднего значения первой переменной со средним значением второй переменной). Обязательно нужно учитывать статистическую значимость различия средних.

6.        ст.св. – вспомогательная величина.

7.        р – статистическая значимость (не больше 0,05 считается значимым).

Если выборки не подчиняются нормальному распределению, то вычисляются медианы и для сравнения выборок используется непараметрический тест.


Экскурс в мир терминологии

ЛАТЕРАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА (англ. cerebral lateralization of functions) — процесс формирования межполушарной организации психических процессов, специфического вклада каждого полушария в осуществление психической деятельности. Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе вплоть до 14-16 лет, достигая наибольшей выраженности к зрелому возрасту, а затем постепенно нивелируется по мере старения (Б. Г. Ананьев). У детей до 12 лет поражения левого полушария мозга не сопровождаются характерными для взрослых нарушениями речевых функций, т. е. еще не произошло разделения на доминантное и субдоминантное полушария.

Процесс Л. ф. в онтогенезе происходит нелинейно, с чередующимся доминированием правого и левого полушарий, с постепенным переходом от дублирования функций к их межполушарной специализации.

Раньше др. проявляется асимметрия биоэлектрических показателей в моторных и сенсорных областях коры, позже — в ассоциативных (префронтальных и теменно-височных) зонах коры головного мозга. Получены также данные о половых различиях выраженности Л. ф. в разном возрасте. Кроме того, различные психические функции обнаруживают разную степень латерализации. Если речевые процессы, как правило, связаны у большинства людей с одним ведущим (доминантным) полушарием, то процессы зрительного восприятия имеют значительно меньшую степень латерализации и наиболее выраженные и стойкие гностические расстройства возникают при двусторонних поражениях соответствующих отделов коры.

Разделение головного мозга на 2 симметричных, но функционально неравнозначных органа рассматривается современной наукой как важный фактор адаптации человека к окружающей действительности. При поражении одного полушария возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы за счет др.

Функциональная специализация полушарий носит парциальный характер: выделяются доминантность по речи, слуху, зрению, а также мануальное предпочтение (право/леворукость), создающие множество вариантов Л. ф. (паттерны асимметрий). Степень выраженности асимметрии, усовершенствование и усложнение механизмов межполушарного взаимодействия являются продуктом онтогенетического развития. Задержка Л. ф. нарушает когнитивное и эмоциональное развитие ребенка и создает предпосылки к возникновению трудностей в школьном обучении (напр., при обучении чтению: см. Дислексия). (Ж. М. Глозман.)

Добавление: Следует обратить внимание на отсутствие строгой однозначной связи между доминантностью руки и межполушарной доминантностью: доминирование речевых центров левого полушария выявлено примерно у 95% правшей и 70% левшей (по др. данным, второй показатель еще выше — 75%). Если учесть, что правшей примерно 90%, то правополушарную доминантность должны иметь ок. 7,5% людей, из них 60% — это правши. (Б. М.)