Автоматизм

АВТОМАТИЗМ (англ. automatism) — фоновая координация в нижних уровнях построения движений, создаваемая и активируемая вышележащим уровнем. Напр., при ходьбе (ведущий уровень) А. — синергия ходьбы (см. Мышечные синергии). А. обладает приспособительной вариативностью и пластичностью, свойственными тому уровню, на котором он реализуется, поэтому его нельзя рассматривать как стойкий стереотип. А. представляет собой не самостоятельное движение, а подсистему коррекций, не требующих своего осознания. (А. И. Назаров.)

Ключевые слова:

Последние статьи из этой категории


Экскурс в мир терминологии

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ (англ. norms; от лат. normaмерило; руководство; правило, закон; образец) — конвенциональные (т. е. принятые в определенной группе или общности) правила, предписывающие или запрещающие к.-л. поведение, деятельность, действие. Атрибут «социальные» указывает на отличие данных Н. с. от мед., психодиагностических, спортивных, статистических, физиологических и пр. Запрещающие Н. с. называются также негативными, а предписывающие — позитивными; напр., из 10 ветхозаветных заповедей, по крайней мере, 7 — негативные. Кроме того, Н. с. различаются по степени эксплицитности, конкретности, универсальности, строгости (обязательности) и т. д.

Существует множество классификаций Н. с. Напр., У. Самнер (1906) разработал классификацию, в которой выделял обычаи (folkways), мораль (mores) и законы (гос. право). П. Рикёр описывает 4 типа предписаний человеческого действия (технические, стратегические, эстетические, моральные), имея в виду, что в рамках одного и того же действия одновременно функционируют разные типы Н. с. Простую классификационную схему предлагает Данило Маркович; он делит Н. с. на социальные предписания и технические правила. 1-е определяют социальное поведение человека, т. е. отношение человека к др. членам общества (и к себе самому); 2-е регулируют отношение человека к природе. Логично выделить еще и 3-ю категорию — культовых Н. с., определяющих отношение человека к Богу.

Социальные предписания различаются в зависимости от: 1) социальной системы (общности, группы), которая их создает (Маркович делит их на организованные и неорганизованные); 2) деятельности, к которой данные предписания относятся, 3) вида санкций, которые применяются при нарушении предписания.

Законы (правовые Н. с.) являются наиболее типичным представителем социальных предписаний, создаваемых организованными социальными системами (напр., государством). Неорганизованные социальные системы (в т. ч. род, народ, отчасти семья, неформальные группы) создают несколько типов социальных предписаний: обычаи (обычные Н. с), правила приличия, правила вежливости, правила хорошего тона, мода.

Н. с. составляют важную и значительную часть любой культуры и субкультуры; в свою очередь, в Н. с. выражается та или иная социальная роль; Н. с. определяют критерий для выделения различных типов девиантного поведения. (Б. М.)