Двигательная задача

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА (англ. motor task).

1. Внешний или воображаемый эталон (образец) движения, которое субъект должен воспроизвести посредством двигательных манипуляций; объектом манипуляций м. б. органы управления, отдельные предметы (инструменты), собственное тело или его органы.

2. Вербализованное указание (или система указаний, инструкция) на то, что субъект должен сделать в данной ситуации посредством двигательной активности. На основе Д. з. и концептуальной модели (см. Двигательный навык) субъект формирует предварительный образ движения, включающий знание о цели, средствах и способах решения Д. з. (А. И. Назаров.)

Ключевые слова:

Экскурс в мир терминологии

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ (англ. information model) — система упорядоченных по определенным правилам сигналов и знаков, генерируемых средствами отображения информации и несущих информацию об объекте управления (контроля), внешней среде и самой системе управления (см. Индикатор, Пульт управления). На основе восприятия И. м. у оператора формируется образ (оперативная концептуальная модель) реальной обстановки. Концепцию И. м. выдвинули В. П. Зинченко и Д. Ю. Панов (19126), термин «И. м.» введен ими в 1964 г.

По содержанию И. м. должна адекватно и с необходимой полнотой отображать состояние объектов управления (контроля) и окружающей среды; по количеству информации — обеспечивать оптимальный баланс информации, циркулирующей в системе управления (исключать дефицит или избыток информации); наконец, по форме и композиции — соответствовать задачам и возможностям оператора. И. м., построенные с учетом этих требований, позволяют человеку оперативно перерабатывать информацию, принимать решения, осуществлять управляющие воздействия и, в конечном счете, обеспечивать оперативное и точное выполнение системой предписанных ей функций.

Классы, виды и разновидности И. м. весьма разнообразны; в соответствии с этим процесс приема и переработки информации имеет в каждом случае свои специфические черты, которые нужно учитывать при оценке эффективности средств отображения информации, генерирующих ту или иную И. м.

И. м. различаются: по виду используемых элементов (способу кодирования информации), способу их организации, отношению к объекту отображения. Основными классами И. м. являются: наглядные (картинные) модели-изображения (фотография, кино, телеизображение), абстрактные знаковые модели (печатный текст, знаковое табло, формуляр), графические модели (график, диаграмма, чертеж, блок-схема) и комбинированные модели (мнемосхема, карта). См. Инженерная психология, Информационный поиск, Кодирование оптимальное, Переработка информации оператором, Прием информации. (В. П. Зинченко.)