Хэд (Head) сэр Генри

HeadХэд (Head) сэр Генри (4.8.1861, Лондон – 8.10.1940) — английский невролог и нейропсихолог, один крупнейших начала 20 века. Ученик английского невролога середины 19 века Х. Джексона. Среднее образование получил в благотворительной школе (Charterhouse), после этого учился в университете Галле, в Тринити–колледже в Кембридже (1880–1884, магистр искусств, 1884; доктор философии, 1892), в Немецком университете Праги и в Страсбурге (доктор философии). Докторскую диссертацию по праву защитил в Эдинбурге. С 1901 г. работал в качестве преподавателя в Королевском колледже врачей, с 1921 г. — в Королевском Обществе. Редактор журнала „Brain“ (1904–1920). Хэд был из тех исследователей нейропсихологических проблем, которые опровергли постулаты узкого локализационизма в определении субстрата высших психических функций. Развивал идеи своего учителя о том, что психические функции представлены в мозгу по уровневому принципу организации, где каждый уровень ответственен за какой–либо компонент этой функции. В экспериментах по перерезке периферического нерва, поставленных на себе самом, Хэд показал, что чувствительность за счет регенерации афферентных волокон возвращается последовательно, в два этапа. В соответствии с этими этапами Хэд различал два вида чувствительности: протопатическую, более примитивную и аффективную, имеющую центр в таламусе, и эпикритическую, более объективированную и дифференцированную, имеющую корковый центр („An Human Experiment in Nerve Division“, „Brain“, 1908, V. 29 (совм. с Rivers W.)). На большом клиническом материале, который собирал при помощи монографического анализа отдельных случаев, Хэд показал, что при афазии нарушается все поведение в целом, и это обусловливается трудностями образования понятий, при которых человек становится зависимым от воспринимаемого поля („Aphasia and Kindred Disorders of Speech“, Vol. 1–2, Cambr., 1928). Изучая проблему афазии, ориентировался на данные лингвистического анализа и пришел к выделению различных ее форм: номинативной, синтаксической и семантической; из–за чрезмерной прямолинейности этих выводов подвергся справедливой критике. Разработал неврологическую методику — „пробу Хэда“, когда больной должен повторить расположение рук врача.

Ключевые слова:

Экскурс в мир терминологии

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Начало научной разработке и применению новых методов организации труда и производства положил амер. инженер Ф. У. Тейлор (см. Тейлора система).

НОТ играет важную роль в решении задач повышения эффективности производства и улучшения качества продукции. Основные направления: 1) совершенствование форм разделения и кооперации труда на предприятиях; 2) улучшение организации и обслуживания рабочих мест; 3) рационализация приемов и методов труда (см. Приемы трудовые); 4) совершенствование нормирования труда; 5) подготовка и повышение квалификации рабочих кадров; 6) улучшение условий труда; 7) рационализация режимов труда и отдыха; 8) укрепление дисциплины труда и повышение творческой активности работающих. При внедрении НОТ решается триединая задача — экономическая (повышение производительности труда), психофизиологическая (сохранение здоровья), социальная (развитие личности трудящегося). При разработке НОТ находят применение результаты исследований по психологии труда, физиологии и гигиене труда, эргономике, инженерной психологии и технической эстетике.