Личностный смысл

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ (англ. personal sense, personal meaning) — осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него (ср. Валентность). Истинный жизненный смысл при этом может отражаться в сознании в форме Л. с. с разной степенью полноты и адекватности. Л. с. — это индивидуально-специфическая, личностно-пристрастная характеристика; одни и те же явления могут иметь разный Л. с. для разных людей. Познание Л. с. ч.-л. для другого человека возможно лишь опосредованным путем и заведомо неполно и приблизительно. Л. с. объекта или явления определяется тем, в какой связи этот объект или явление находится с мотивами, потребностями и ценностными ориентациями субъекта. Соответственно, в Л. с. отражается не только сама значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь с конкретными мотивами, потребностями и ценностями.

Л. с. объектов и явлений служит основой деятельности по отношению к ним и тем самым выполняет регулирующую функцию. Действия субъекта, равно как и сами особенности его личности, характера и т. п., также могут иметь для него Л. с. в зависимости от их места и роли в реализации мотивов и потребностей субъекта. Изменение Л. с. объектов и явлений возможно путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями либо в результате перестройки самих мотивов и ценностных ориентаций. См. также Смысловой барьер. (Д. А. Леонтьев.)

Ключевые слова:

Экскурс в мир терминологии

АНКЕТНЫЙ ОПРОС (англ. survey, survey research) — 1 из 2 основных видов опросных методов (2-й — интервью), применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов (знаний, мнений, оценок, поведения). А. о. широко используется в социологии, психологии, педагогике, др. областях науки и практики (напр., в профилактической медицине для широкомасштабного выявления лиц с риском заболевания ишемической болезнью сердца).

Существенная особенность А. о. — опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т. е. «отвечающим», от лат. responsare — отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент (по возможности) сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.

1. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых А. о. м. б. групповым или индивидуальным. 2. По процедуре А. о. м. б. очным (анкетер сам раздает и собирает анкеты; может присутствовать при заполнении) или заочным. Из заочных форм чаще прибегают к почтовому А. о. (рассылка и возвращение анкет по почте) и прессовому А. о. (респонденты вырезают опубликованную в периодическом издании анкету, заполняют и отсылают исследователю). 3. А. о., кроме того, м. б. анонимным или персонифицированным (обычно 1-й побуждает респондента к большей откровенности).

Надежность данных А. о. зависит от множества факторов, в т. ч.: 1) распространенность А. о. в обществе; 2) правильный выбор адресата; 3) умение мотивировать его; 4) соответствие анкетных вопросов цели и задачам исследования (при этом вопросы, стоящие перед исследователем, должны быть переформулированы в те вопросы, которые он предлагает респонденту); 5) соблюдение правил построения опросника, учитывающих эффект научения (в нач. помещают относительно простые фактологические вопросы, затем — касающиеся мнений и оценок и далее — вновь простые, обычно т. н. «паспортичка» — вопросы демографического характера, позволяющие получить сведения о респонденте); 6) понятность указаний по заполнению и возвращению анкеты; 7) четкость, понятность, доступность формулировок вопросов и ответов; напр. недвусмысленность всех эталонов измерения (по времени, частоте, степени выраженности и пр.); 8) полнота и сбалансированность списка предлагаемых ответов; 9) использование разных типов вопросов — открытых и закрытых, прямых и косвенных, личных и безличных, вопросов-фильтров, контрольных; 10) отсутствие намеков на желаемый ответ. Надежность результатов А. о. проверяется или повторением процедуры на той же группе, или использованием др. методик; анализом документов, наблюдением, опросом экспертов, групповой дискуссией и т. д.

К достоинствам А. о. относятся: а) сравнительная экономичность; б) возможность охвата больших групп людей; в) применимость к самым различным сторонам жизни людей; г) хорошая формализуемость результатов; д) минимум влияния исследователя на опрашиваемого. А. о. не свободен от недостатков (самый серьезный — невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения). Кроме того, при заочных А. о. остро встает проблема сбора заполненных анкет. С целью увеличения возврата пользуются разнообразными способами мотивирования респондентов: предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе; вложением в анкету сувениров (открыток, календарей, пр.), повторной рассылкой анкет по тем же адресам; персонифицированными обращениями к респонденту и т. д. (И. А. Мещерякова.)