Мах (Mach) Эрнст

MachМах (Mach) Эрнст (18.2.1838, Турас, Моравия – 19.2.1916, Хаар близ Мюнхена) — австрийский физик, один из крупнейших своего времени, философ — представитель эмпириокритицизма, психолог. До 10 лет обучался усилиями своих родителей в имении отца в Зибенбрунне на основе знакомства с живой природой и чтения классических текстов. В 1848 г. поступил в гимназию бенедиктинцев, но через год был отчислен как „бездарный“, продолжил образование в семье. В 1853 г. после сдачи экзаменов он поступил в шестой класс гимназии г. Кремзир и через два года получил аттестат зрелости. С 1855 г. обучался физике, философии, математике в Венском университете, защитил диссертацию („Uber elektrische Entladung und Induktion“ (1860)), с 1861 г. Мах — приват–доцент физики без оклада Венского университета, здесь обращается к решению вопросов физиологии органов чувств („Uber das Sehen von Lagen und Winkel durch die Bewegung des Augens“, 1861). После ряда безуспешных попыток занять вакантное место профессора Мах переезжает в Грац на кафедру математики, с 1864 г. он — профессор математики, затем, с 1866 г. — профессор физики, с 1867 г. — профессор университета Праги, где выполнял функции декана (1872–1873) и ректора (rector magnificus) (1879–1880), здесь решительно выступал против передачи университета под чешское управление. С 1883 г. по 1884 г. Мах — ректор пражского Немецкого университета. С 1895 г. он принял кафедру истории и теории индуктивных наук в Вене. Был в близких дружеских отношениях с Й. Брейером, вместе с которым изучал функции вестибулярного аппарата. Выступал непримиримым противником О. Вайнингера. Действительный член Венской академии наук. С 1898 г. Мах был вынужден устраниться от дел из–за инсульта, случившегося после самоубийства его старшего сына и повлекшего за собой паралич правой стороны тела, до 1913 г. жил в Вене, а затем переехал к другому своему сыну под Мюнхен, где провел последние годы жизни.
   В период между двумя мировыми войнами был создан и работал, прежде всего на ниве просвещения, „Союз Эрнста Маха“, организованный по инициативе членов Венского кружка. В философском плане Мах отстаивал позиции позитивистского функционализма, декларирующего свободу от метафизики и опирающегося на принципы эмпирической верифицируемости теоретических положений, дискриптивности научных законов и максимальной простоты концептуальных построений. Все факты действительности должны быть наблюдаемы, и поэтому понятие атомов, в частности, следует отбросить. Физике Ньютона (абсолютные пространство, время и движение) Мах противопоставил свои релятивистические представления о данных категориях как субъективно обусловленных. В 1886 г. Мах сформулировал мысль, что и физическое, и психическое имеет один и тот же субстрат — „нейтральный опыт“, и состоит из „элементов опыта“. Предложил подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций. Устойчивые и функционально связанные между собой в пространстве и времени ощущения (комплексы цветов, тонов, различных степеней давления и пр.) запечатлеваются в нашей памяти и находят свое отражение в языке прежде всего как предметы окружающего мира. Задача же философии и психологии, как ее понимал Мах, заключается в поисках неразложимых в настоящий момент элементов, как, например, цвет, форма, образующих в сумме те или иные предметы.
   Особый класс ощущений, или воспоминаний о них, представляют собой ощущения, связанные с живым телом (настроения, чувства), обозначаемые как „Я“. „Я“ — принципиально такая же группа ощущений, как и все другие предметы. Подобная позитивистская трактовка категории „Я“ повлияла затем на учение У. Джемса о сознании и основные постулаты бихевиоризма, а также с энтузиазмом была воспринята венскими импрессионистами (Г. Бар, Р. Музиль). Проводил экспериментальные исследования визуального, акустического и двигательного восприятия, в частности, придумал экспериментальную ситуацию для анализа воспринимаемого движения, когда глаза испытуемого фиксировались с помощью кусочков мягкой замазки („Analyse der Empfindungen und das Verhaltnis des Physischen zur Psychischen“, Jena, 1886, в рус. пер.: „Анализ ощущений и отношение физического к психическому“, 2 изд., М., 1908). Исследовал двигательные иллюзии при помощи сконструированного им так называемого „барабана Маха“, а латентное торможение — при помощи „полос Маха“ (когда на участке с постепенно уменьшающемся коэффициентом отражения создается резкий переход к уменьшению этого коэффициента, то возникает ощущение темной линии).

Ключевые слова:

Экскурс в мир терминологии

ПРЕДОЩУЩЕНИЯ (англ. presensation, preperception) — процессы и состояния в сенсорной системе, которые вызываются внешней стимуляцией, регистрируются физиологическими методами и не вызывают у наблюдателя сознательных ощущений. В психофизиологии экспериментально доказано существование у человека субсенсорных реакций анализаторов, возникающих в результате воздействия раздражителей, лежащих ниже порога ощущений (сознательных). Подпороговые звуковые, тактильные, запаховые, световые раздражители и др., не отражаясь в (сознательных) ощущениях, могут тем не менее вызывать условные кожно-гальванические реакции, электрические ответы коры мозга и т. п. (см. Подпороговое восприятие, Порог сенсорный).