Маскировка изображений

МАСКИРОВКА ИЗОБРАЖЕНИЙ (англ. figure masking)предъявление тестового зрительного стимула на фоне маскирующего структурированного стимула (изображения), в результате чего ухудшается обнаружение и опознание тестового стимула. Э. Рубин, изучая феномен выделения фигуры из фона, установил, что фигура воспринимается как расположенное на переднем плане, замкнутое и ограниченное целое; фон — как неограниченное, неопределенное и простирающееся вокруг и позади предмета поле. Т. о. фигура, по словам Л. С. Рубинштейна, «обладает как бы большей предметностью». В исследованиях гештальт-психологов был обнаружен факт различия величины разностного порога чувствительности на фоне и на фигуре. При этом более низкие пороги обнаружены на фоне, а более высокие — на фигуре.

Установлено, что такое изменение контура, как его дополнение или усложнение, весьма эффективный способ скрыть фигуру. Наложение сетки («зрительного шума») не всегда вызывает тот же эффект. Простые формы могут маскировать восприятие более сложных форм; последние трудно выделить, если они включаются в более простые и четкие формы. На этом законе — законе выделения наиболее простых и четких структур — основан целый ряд явлений М. и., которые используются в военной маскировочной технике (см. Камуфляж). (Т. П. Зинченко.)

Ключевые слова:

Экскурс в мир терминологии

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (англ. association experiment) — термин, утвердившийся в психологии для обозначения особого проективного метода исследования мотивации личности, который был предложен в самом нач. XX в. К. Г. Юнгом и практически одновременно с ним М. Вертгеймером и Д. Кляйном. Испытуемый должен отвечать на определенный набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Регистрируются тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, величина латентных периодов (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и др. По характеру этих данных можно судить о скрытых влечениях и «аффективных комплексах» испытуемого (см. Аффекты), его установках и т. п.

В 1920-е гг. А. Р. Лурия предложил для диагностики «скрытых следов аффекта» т. н. «сопряженную моторную методику», которая представляла собой модифицированный вариант А. э. Испытуемый одновременно со словесным ответом должен был выполнять определенные движения 2 руками (напр., нажимать указательными пальцами обеих рук на 2 телеграфных ключа). Наличие «скрытых следов» аффекта констатируется при этом не только на основе анализа словесных ответов, но и исследования «гармоничности» (дисгармоничности) связи возникающих моторных реакций со словесными ответами. Первоначально применялся в судебной практике с целью выявления ложных свидетельских показаний, а также в психиатрии, в настоящее время различные модификации А. э. используются в психодиагностических и исследовательских целях. (Е. Е. Соколова.)

Добавление: Выделяют несколько типов А. э. Самые известные из них след. 1. Свободный А. э. (первые варианты которого предлагали Э. Крепелин, К. Юнг, М. Вертгеймер и др.) — испытуемый в ответ на предъявленное экспериментатором слово стимул отвечает как можно быстрее «первым пришедшим на ум» словом (см. также Тесты проективные). 2. Направленный А. э. — отличие от свободного А. э. состоит в том, что испытуемому предлагают отвечать не любым словом, а словом из ограниченной области (напр., ответное слово д. б. синонимом или видовым понятием и т. п.). 3. Цепной А. э. — испытуемому могут предложить в течение определенного времени, напр. 1-3 мин, произносить любые «приходящие в голову» слова («поток сознания»), однако возможен и вариант направленного цепного А. э. Заметим, что эти типы А. э. поддаются двумерной дихотомической классификации по след. признакам: парный—цепной, свободный—направленный. (Б. М.)