Реафферентации принцип

РЕАФФЕРЕНТАЦИИ ПРИНЦИП (от лат. re — против + afferens — приносящий) — сформулированный нем. физиологами Э. фон Хольстом и Х. Миттельштедтом (1950) принцип управления сенсорной активностью (см. Сенсомоторика); позволяет объяснить некоторые особенности восприятия (напр., константность восприятия положения, или стабильность видимого мира). Согласно Р. п., всякая эфферентная команда сопровождается прогнозом (связанным с эфферентной копией) относительно последующих за ее выполнением изменений афферентации. Сравнение фактических изменений афферентации с прогнозом позволяет, с одной стороны, оценить полноту выполнения команды, а с др. — отличать изменения афферентации, вызванные собственной активностью субъекта (т. н. реафферентации reafference), от изменений, обусловленных теми или иными процессами происходящими в окружающей среде (или экзафферентацииexafference).

Р. п. применяется для объяснения особенностей протекания компенсаторных реакций организма (типа следящих движений глаз), механизмов константности восприятия видимого направления на объекты и величины, а также, с незначительными модификациями, введенными амер. психологом Р. Хелдом, процессов сенсомоторной адаптации к инвертированному и смещенному зрению (см. также Кинестезические ощущения, Функциональная система).

Ключевые слова:

Экскурс в мир терминологии

ЭХОЛАЛИЯ (от греч. echoотражение звука + laleoговорю) — автоматическое повторение чужих слов. Э. наблюдается у взрослых и детей, страдающих органическими заболеваниями мозга, в т. ч. при имбецильности и резко выраженной дебильности (см. Умственная отсталость). Э. встречается иногда и у нормально развивающихся детей, представляя собой один из ранних этапов становления их речи. (В. В. Лебединский.)