Шаг усвоения

ШАГ УСВОЕНИЯ — представляет собой микроэтап процесса обучения, в результате которого уч-ся усваивает некоторый минимум учебной информации или совершенствует (тренирует) усвоенный способ действия. Различие между кадром программированных учебных материалов и Ш. у. в том, что 1-й является элементом учебного пособия, а 2-й — процесса усвоения. Психологическое содержание Ш. у. составляет усвоение новых знаний в проблемной ситуации. Величина одного Ш. у. определяется степенью новизны и обобщенности усваиваемых знаний. Различия в величине Ш. у. характеризуют индивидуальные возможности уч-ся. Возможности усвоения более или менее сложной системы знаний обеспечиваются последовательностью Ш. у, определяемой закономерностями развития знаний и действий человека. См. Проблемное обучение, Программированное обучение.

Добавление: Минимальный Ш. у. учебной информации — величина, зависящая от многих трудно учитываемых индивидуальных параметров мышления и восприятия, так же как и от специфики баз знаний отдельных людей. Можно полагать, что Ш. у. материала тем больше, чем большее количество упорядоченных «атомов» знаний и соответствующих им правил вывода имеется у человека в данной предметной области. Упорядоченность «атомов» знаний предполагает определенную индивидуально организованную структуру участков семантической сети, представляющей данную предметную область. Под «атомами» знаний в данном случае понимаются цепочки умозаключений, состоящие из посылок, заключений, продукций, соединенных правилами вывода. Особое влияние на размер минимального Ш. у. материала обучения оказывает степень соответствия баз знаний субъектов общения.

Существование разных по структуре и содержанию минимальных Ш. у. материала делает более понятными сложности проблем обучения, в т. ч. использования компьютерных систем автоматизированного обучения, проблем программированного обучения. (В. М. Кроль.)

Ключевые слова:

Экскурс в мир терминологии

ЭФФЕКТ СТРУПА (англ. Stroop test)затруднение в назывании цвета, которым написано слово, если последнее обозначает к.-л. иной цвет. Тест, или процедуру, для демонстрации Э. С. разработал J. P. Stroop в 1935 г. Оригинальный тест состоит из ряда карт, на которых представлены названия цветов, отпечатанные разным цветом. Испытуемого просят, игнорируя значение слова, сообщать только о цвете шрифта, однако Э. С. показывает, что слова непроизвольно читаются и их семантика интерферирует с задачей опознания несемантического признака, что проявляется в увеличении времени реакции и частоты ошибок. Э. С., как и метод дихотического прослушивания, используется для исследования селективности настройки произвольного внимания. (Б. М.)