Педагогический метод индивидуального изучения детей

Задание 1 - "изготовление аппликации". Назначение задания: диагностика умений детей анализировать условия предьявленной в данном случае, практического характера: планировать ход ее решения, выбирать адекватные действия, критически оценивать полученный результат. Организация работы. Ученику дают белый лист бумаги с изображением контура лодочки с парусом и цветные геометрические фигуры (4 квадрата - 2 см х 2 см., 4 прямоугольных равно- бедренных треугольника с катетом в 2 см, все одного цвета). Работа состоит из двух частей: 1 часть - выполнение за- дания, II часть - оценка учеником выполненого задания и, в случае необходимости, переделка работы - изготовление новой апликации.

Инструкция к I части работы: "Перед тобой контур како- го-то предмета. Как ты думаешь, что это такое ?". Ребенок: "Лодочка". "Надо эту лодочку раскрасить, но не карандашом, а с помощью этих (показывает) геометрических фигур. Фигуры надо уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы изображения".

Инструкция ко II части работы: "Посмотри внимательно на свою лодочку. Нравиться она тебе? Красивая получилась? Все ли ты сделал правильно?". Если ученик сам незамечает допущенных ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за очерта- ние контура), учитель указывает на них. Спрашивает, хочет ли он сделать новую лодочку, лучше? В случае отрицательного от-вета педагог не настаивает на этом.

Оценка выполнения аппликации.

При оценке учитывается:

а) способ выполнения ребенком задания (задание выполняет на основе первоначального обдумывания, планирования раз- мещения геометрических фигур или без планирования, методом проб и ошибок);

б) рациональность размещения фигур;

в) критичность в оценке выполненого задания;

г) желание, готовность исправить допущенные ошибки и са- мостоятельно;

д) темп деятельности при выполнении задания.

1-й уровень - фигуры выполнены правильно и быстро (уче- ник мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение).

2-й уровень - контур заполнен правильно, но ученик рабо- тал путем проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в процессе работы сам корректировал.

3-й уровень - только часть контура заполнена правильно, некоторые фигуры выходят за его очертания; при оценке работы ошибок не замечает, но когда учитель обращает на них внима- ние, готов их исправить.

4-й уровень - контур заполнен хаотично, большинство гео- метрических фигур выходят за его очертания, ошибки не замеча- ются, желания сделать лучше при указании на них нет.

Задание 2 - продолжение орнамента.

Назначение задания - установить способность ребенка к анализу и синтезу зрительно-воспринимаемой и индивидуально предьявленной информации, осознанию закономерностей, к удер- живнию ученой задачи и ее условий в процессе деятельности, восприимчивость к помощи.

Организация работы. Для работы заранее на отдельных карточках готовятся варианты орнамента.

Орнамент-образец выполняется цветными фломастерами (на представленном рисунке цвет конкретной фигуры обозначен бук- вами). Для удобства в работе карточка, на которой нарисован орнамент, наклеивается на прямоугольный конверт. В конверт для каждого нового ученика всиавляется лист, на котором и выполняется задание.Варианты задания предьявляются последовательно - от первого, наиболее сложного, к третьему, смому простому. Если ребенок справляется с первым варианто, предьявлять следующие варианты нет необходимости. Второй и третий варианты задания предьявляются только в тех случаях, когда ребенок не справляется с предыдущем7 Они уже в своем содержании имеют последовательно возрастающие элементы помощи ребенку (или делая более яркими, броскими тонкие различия в вели-чине фигур второй вариант орнамента, или снимая их вовсе). Инструкция: " Рассмотри внимательно орнамент и продолжи его".

Оценка выполнения задания: При оценке учитывается только правильность воспроизведения заданных в образце последова-тельных различий между составляющими орнамент фигурами (раз- личия в величине, форме, цвете фигур).

1-й уровень - правильно выполняется 1 вариант задания.

2-й уровень - правильно выполняется 2-ой вариант задания.

3-й уровень - ребенок смог правильно выполнить лишь тре- тий вариант задания.

4-й уровень - даже третий вариант задания ребенок пра- вильно выполнить не смог.

Задание 3 - классификационный анализ сюжетной картинки.

Назначение задания: определить уровень развития аналити- косинтетических способностей ребенка, его умение анализиро- вать, обобщать, классифицировать наглядно воспринимаемую ин-формацию: находить общие и отличительные признаки изображен- ных предметов, осозновать основания различий, классифицировать эти предметы с опорой на существенные признаки. Организация работы. В задании используется любая сюжетная картинка. Это может быть городской, сельский пейзаж, осо- бенности жизнедеятельности людей и проч. Важно, чтобы в кар- тине было много разнообразных обьектов (например, дома, люди, животные, техника, растительность и т.д.).

Задание состоит из двух частей: первая - обучающая, введение в экспериментальную ситуацию, вторая - выполнение задания. В случае затрудненийй ребенку оказывается помощь.

В первой части - обучающей - ребенок учится выполнять классификацию известных ему реальных предметов. При этом учи- тель его подводит к пониманию того, что сходные предметы мож- но назвать одним обобщающим словом. Выполняются несколько уп- ражнений с привлечением ряда обобщающих понятий, например, таких, как "мебель", "учебные вещи", "посуда". К выполнению второй части задания можно переходить, если педагог убедился, что ребенок понял, что от негго требуется.

Инструкция ко второй, основной части задания: "Рассмот- ри картинку внимательно и назови предметы,которые можно обь- единить в одну группу. Дай общее название этой группе предме- тов, как мы сейчас делали".

Оценка классификационного анализа:

1-й уровень - дети легко выделяют отдельные предметы,опираясь на их общие, существенные признаки и дают этой группе обобщенное в понятии название: "растения", "транспорт", "люди", "домашние животные" и проч.

2-й уровень - дети выделяют предметы в группу правильно, однако, обобщенное понятие в основном дается по функциональному признаку:"что носят", "что едят", "что движется", или ребенок затрудняется дать общее название. На оказываемую помощь легко откликается.

3-й уровень - разные предметы обьединяются детьми по ситу- ативному признаку (людей обьединяют с домом - "они здесь живут", животных обьединяют с растительностью -"они это любят"),направ- ляющая, обучающая воспринимается с трудом.

4-й уровень - дети при классификации обьединяют разные пред- меты по несуществуемому признаку (цвету, величине) или называют отдельные предметы без какой-либо группировки.

Задание 4 - повторение ребенком прохлопанного ритма. Назначение задания: выявить уровень звуковой дифференци- ации на несловесном материале, умение устанавливать временные отношения в заданной группе звуков.

Организация работы: предлагаются последовательно 3 ритма, состоящие из 5 хлопков в любом их сочетании. Ребенок повторяет ритм после каждого прохлопывания экспериментатором. Инструкция: "Я сейчас прохлопая ритм, а ты его после ме- ня повтори точно так же".

Оценка повторения ритма:

1-й уровень - повторил точно все три ритма.

2-й уровень - повторил точно два ритма.

3-й уровень - повторил один ритм.

4-й уровень - не повторил ни одного ритма.

Задание 5 - последовательное называние ("чтение") цветных кружков.

Назначение задания: выявить готовность к обучению, чте- нию (способность глаза следовать по упорядочному ряду знаков и умение ребенка без ошибок этот ряд называть). организация работы. Для работы готовится карточка. На одной стороне ее нарисовано 4 строки цветных кружков по 10 кружков в аждой строке.

На другой стороне карточки одна строка цветных кружков (образец): к р з з к о р ж с г.

Задание состоит из двух частей: 1 - обучающая, 2- основное задание.

Инструкция. Вначале: разбирается образец:"Посмотри, здесь нарисованы цветные кружки. Назови их подряд по цвету: красный, зеленый, зеленый, коричневый. Называй сам дальше". Ребенок: "Желтый кружок". Учитель: "Нет, ты называй только цвет. Слово "кружок" говорить не надо". После того как усвоен способ называния кружков и выяснено, что ребенок знает назва- ния предлагаемых ему цветов, можно переходить к выполнению основного задания: "Теперь так же назови все цветные кружки, нарисованные на этом листочке. Называй их подряд по строкам". Учитель рукой показывает направление "чтения" - слева направо, от первой строки к четвертой.

Оценка правильности "чтения" цветных кружочков:

1-й уровень - "прочитано" без ошибок;

2-й уровень - "прочитано" с одной ошибкой;

3 - 4 уровни - допущено более одной ошибки.

3 и 4 уровни выполнения задания свидетельствуют о возможных потенциальных трудностях ребенка при овладении навыком чтения.

Задание 6 - упорядочнение.

Назначение задания: выявить уровень начальных математи- ческих представлений детей: о счете предметов и соотношении между числами, сформированность представления об упорядочности. Организация работы. Заранее готовятся карточные круги диаметром 5 см с точками.

Круги расположены перед ребенком в беспорядке. Инструкция: "Внимательно рассмотри эти круги. В одних кругах точек мало, в других много. Сейчас круги располложены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки".

Оценка задания на упорядочение.

1-й уровень - задание выполнено полностью,верно,порядок определен правильно.

2-й уровень - в выстроенной последовательности кругов до- пущены 1-2 ошибки.

3-й уровень - в расположении кругов допущены 3-4 ошибки.

4-й уровень - допущено более 5 ошибок.

Задание 7 - выявление сформированности начальных геомет- рических представлений, представлений о составе числа.

Организация работы. Выставляется 7 любых предметов или их изображений так, чтобы их было хорошо видно (предметы мо- гут быть как одинаковыми, так и разные). Для выполнения зада- ния детям необходим лист бумаги и карандаш. Задание состоит из нескольких частей. Они предлагаются последовательно. Инструкция:

а) "Нарисуйте на листках столько же кружков, сколько на доске предметов;

б) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов;

в) нарисуйте треугольников на два меньше, чем кругов;

г) закрасьте пятый круг.

Оценка уровня первоначальных математических представле- ний (оценивается качество выполнения всех подзаданий в совокупности):

1-й уровень - задание выполнено полностью верно.

2-й уровень - допущены 1-2 ошибки.

3-й уровень - допущены 3-4 ошибки.

4-й уровень - при выполнении задания допущено более пяти ошибок.

В случаях, когда ребенок во время индивидуального собеседования и выполнения предложенных заданий показывает очень низкие результаты, возникает необходимость получения дополни- тельной информации о его готовности к школе, обучаемости, его потенциальных учебных возможностях.

Целесообразно провести для этого еще встречу с ребенком в другое время, чтобы снять возможные сомнения в том, что низкие результаты оказались случайностью, были обусловлены плохим самочувствием, настроением ребенка.

Для дополнительного изучения ребенка рекомендуется ис- пользовать еще одно задание - задание 8.

Задание 8 - описание картинки с нелепыми ситауциями - "нелепицы". Задания такого рода часто печатаются в детски жур- налах.

Назначение задания - выявление детей с выраженными нарушениями позновательной деятельности.

Организация работы - для работы заранее готовится кар- тинка.

Инструкция. Ученику предлагается внимательно рассмотреть картинку. Через 30 сек. педагог спрашивает "Рассмотрел?". Ес- ли ответ отрицательный или неопределенный, дает еще время. Если утвердительный, предлагает рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

1) стимулирующая. Педагог помогает ученику начать отве- чать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказы- ваниям, задает побуждающие к ответу вопросы:" Понравилась те- бе картинка?", "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правиль- но думаешь";

2) направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно,чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?";

3) обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что здесь нарисовано", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть что-нибудь необычное?".

Оценка выполнения задания.

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания кртинки;

г) характер словесных высказываний.

1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Пра- вильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все пере- путано", "Путаница какая-то". Доказывает сделаное обобщение в определенном порядке (сверху вниз или слева напрово). В работе сосредоточе, самостоятлен. Высказывания емки и содержа- тельны.

2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты вычленяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал глаз. Ребенок часто затрудняется в поисках нужных слов.

3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать,требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.

4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов. Дети, которые, на низком уровне выполнив задания 1 - 7 (средний балл 3, 14), показали 3-4-й уровень и при выполнении задания 8, должны насторожить педагога.


Экскурс в мир терминологии

Хейманс (Heymans) Герардус (17.4.1857, Ферверд, Фрисландия – 18.2.1930, Гронинген) — нидерландский философ, психолог. Окончил реальную гимназию в Леувардене, изучал политические науки в Лейдене и философию у В. Виндельбанда и ван Ланда во Фрейбурге (доктор научной политики, доктор философии). С 1890 г. он — профессор философии и психологии в университете Гронингена, член Общества экспериментальной психологии. Пытался усовершенствовать кантианскую идеалистическую метафизику на основе психологического монизма. Работал над проблемами восприятия, описал закон торможения, в соответствии с которым величина порога, например, слухового восприятия, изменяется, если действует другой раздражитель, например, электрический ток („Untersuchungen uber psychologische Hemmungen“, „Zeitsch. f. Psychol.“, 1899, 21; 1901, 26; 1904, 34; 1906, 41; 1909, 53). Занимался психологией личности, характерологией, один из первых начал использовать биографический метод исследования личности, а также применять для этого статистику: в 1906–1909 г.г. совместно с Э.Д. Вирсма разработал опросник из 90 вопросов для изучения личностных особенностей, при помощи которого провел обширное исследование (было проанализировано более 2000 человек и 100 биографий), стараясь на основе корреляций выявить наиболее универсальные личностные свойства. Пришел к выделению таких первичных свойств, как эмоциональность, активность, раздражительность — реактивность. На эти исследования ориентировался Ле Сенн при создании своей характерологии. Предложил классификацию психиатрических нарушений по доминированию первичных или вторичных свойств.