Формы подростковой нарко и алкозависимости. Методы работы по профилактике

Подростковый возраст - возраст становления. Подросток еще пло- хо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочет попробо- вать, обо всем хочет составить собственное мнение. Если добавить к этому массу новых проблем, от экономических до социальных, пер- вые личные драмы и разочарования, неумение справиться с собствен- ными чувствами, то можно понять, почему именно подросток так уяз- вим для наркотиков.

Понимание того, каковы причины наркотизации и алкоголизации подростков и как происходит приобщение подростка к алкоголю и наркотику, имеет исключительное значение для планирования и про- ведения профилактической работы. Результаты обследования школьни- ков, употребляющих наркотики и алкоголь позволяют составить рей- тинг причин, которые, по мнению самих подростков, сыграли решаю- щую роль в их приобщении к алкоголю и наркотикам (Научно-исследо- вательский проект "Наркотики в школе", г. Кемерово, 1997 г.).

1. Желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников.

2. Желание испытать те приятные ощущения, которые так расхва- ливают друзья, знакомые, имеющие опыт приема алкоголя и наркоти- ков.

3. Любопытство, стремление испытать себя в новой, почти эк- стремальной ситуации.

4. Желание пережить эмоционально приятное состояние "кайф".

5. Влияние старшего по возрасту или значимого для подростка человека.

6. Стремление забыться, расслабиться, снять напряжение, неп- риятное ощущение.

7. Демонстративный протест.

Таким образом, наиболее действенной причиной приобщения под- ростков к алкоголю и наркотикам является желание походить на своих друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников. Рассмотренные выше причины приобщения к алкоголю и наркотикам, как их видят сами алко и наркозависимые подростки, не исчерпы- вают всей сложности проблемы формирования пагубной зависимости. Включенный в сложную систему социальных, экономических, семейных отношений подросток испытывает действие самых различных факторов, которые могут как способствовать, так и припятствовать алкоголи- зации и наркотизации. Чтобы адекватно строить профилактическую работу, необходимо представлять себе в целом ситуацию, в которой находится подросток, и уже затем выыбирать те звенья, на которые можно реально воздействовать.

Объективные факторы.

Экономическая или социальная неустроенность. У детей из со- циально неблагополучных семей с неудовлетворительными бытовыми условиями, родители которых имеют малопрестижную или малооплачи- ваемую работу, больше шансов приобщиться к наркотикам. Неблагополучное соседство и общественная необустроенность. Ра- йоны, характеризующиеся высоким уровнем преступности, с часто ме- няющимися жильцами и высокой плотностью населения отличаются бо- лее высоким распространением алко и наркозависимости. Переводы и частые переезды. Переводы, например, учащихся из начальной школы в среднюю, из младших классов в старшие сопровож- дается ростом употребления психоактивных веществ. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность возникновения проблем, связанных с употреблением алкоголя и наркотиков. Однако, если семья умеет ор- ганично вливаться в жизнь общества на новом месте, данный риск понижается.

Доступность наркотиков и алкоголя. В школе где наркотики бо- лее доступны существует более высокий показатель употребления наркотиков. Невнимательность и непонимание выжности данной проб- лемы продавцов и распространителей алкоголя, наркотиков и токси- ческих веществ также играют решающую роль в приобщении к пагуб- ным привычкам подростков.

Субъективные факторы.

Семейная предрасположенность. Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными или наркотическими традициями, подверже- ны большему риску пристраститься к наркотикам. В этом, по-видимо- му, свою роль играют как генетические факторы, так и влияние ок- ружения.

Неумелость и непоследовательность воспитания. В семьях, где родители не устанавливают четких норм поведения, где дети остают- ся предоставленными сами себе и где дисциплинарная практика чрез- мерно сурова и непоследовательна, дети подвергаются большему рис- ку наркотизации.

Неуспеваемость и нежелание учиться. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся продолжать обучение в ней, тер- пят неудачи в учебе, имеют большую склонность к алкоголю и нарко- тикам.

Общение с употребляющими алкоголь и наркотики сверстниками. Это является одним из наиболее надежных индекаторов, указывающих на возможность употребления алкоголя и наркотиков подростками, не зависимо от того, имеют место или нет другие факторы риска. Положительное отношение к алкоголю и наркотикам. Когда алко- голь у подростков ассоциируется с хорошо проведенным временем, существует очень большая вероятность, что они будут выпивать и употреблять наркотики.

Существуют также факторы, которые удерживают подростков от употребления наркотиков даже в самой неблагоприятной обстановке. К таким защитным факторам относятся:

1. Внутренний самоконтроль и целеустремленность подростка.

2. Привязанность к своим близким.

3. Возможность активного участия в значимой деятельности.

4. Успешность в овладении знаниями и умениями.

5. Признание и одобрение со стороны окружающих. Формирование ценностей, альтернативных наркотику, обращение к ресурсам личности подростка - вот та область, где усилие педаго- гов и психологов могут принести наиболее ощутимые результаты.

Специалист, занимающийся профилактикой наркозависимости дол- жен хорошо представлять себе, что такое наркомания и как происхо- дит формирование данной зависимости в подрастковом возрасте. Наркотиком называется вещество, однократное применение которо- го способно вызвать привлекательное психическое состояние, а сис- тематический прием - психическую или физическую зависимость. Тер- мин "наркотическое вещество" содержит в себе три критерия: меди- цинский, социальный и юридический. Они взаимосвязаны, и наркоти- ком можно признать какое-либо вещество только при единстве этих критериев:

а) медицинский - вещество оказывает специфическое действие на центральную нервную систему;

б) социальный - применение вещества приобретает масштабы социально значимого явления;

в) юридический - вещество включено в список наркотических веществ Министерством здравоохранения.

Наркоманией называется болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в список наркотиков, и прояв- ляющаяся зависимость от этих веществ - психической, а иногда и физической.

Токсикомания же представляет собой болезнь, проявляющуюся по- добно же психической, а иногда и физической зависимостью от ве- щества, не включенного в официальный список наркотиков. Развитие наркомании и алкоголизации принято разделять на три стадии.

Границы между ними условны. Поэтому иногда прибегают к обозна- чению вроде "наркомания I-II стадии" или "алкоголизм II-III ста- дии".

Основным признаком I стадии является индивидуальная психичес- кая зависимость. Основным признаком II стадии алкоголизации и наркомании считается развитие физической зависимости и связанно- го с ней выраженного абстинентного синдрома при перерыве регуляр- ного злоупотребления. III стадия является итогом многолетнего те- чения болезни. В подростковом возрасте ее развитие не успевает достичь III стадии.

Не смотря на существенные различия, существующие в среде нар- команов, всех их объединяют:

1) общие или одинаковые цели, задачи в плане приобретения нар- котика и получения "кайфа";

2) признаваемы большинством нормы поведения: совместная покуп- ка или приготовление наркотика;

3) объективные или субъективные трудности, возникающие в ходе поиска, приобретения наркотиков, ломки, перекумаривание и т.д.

Наличие перечисленных выше параметров дает возможность гово- рить о существовании наркоманов как асоциальной группы. Однако контингент наркоманов очень неоднороден, что позволяет выделить несколько оснований для классификации различных типов групп:

1. В зависимости от места создания, существования:

- по месту жительства (из одного двора, улицы, микрорайона);

- по месту учебы;

- члены одной семьи: муж и жена, два брата, брат и сестра.

Это наиболее опасная тенденция, когда наркомания становит- ся семейной болезнью.

2. Состав группы по половому признаку:

- преимущественно мужская группа;

- смешанный состав по полу.

3. Образовательный состав группы. Большая часть респондентов из числа наркозависимых - это люди с неполным средним обра- зованием. И дело не только в молодости, сегодня часть руко- водителей учебных заведений (особенно школ и техникумов) видят смысл борьбы с наркоманией и алкоголизацией в исклю- чении неблагополучных учащихся. Хотя последние и сами не имеют большого желания учиться.

4. В зависимости от употребления наркотиков:

- курят: анашу, план, драп и все производные конопли (га- шишная наркомания). Основными проявлениями гашишного опьянения у подростков служат аффективные перепады от бе- зудержного веселья до мгновения страха и ужаса, склон- ность к "эмоциональному заражению", потребность дви- гаться, общаться, высказываться.

- колются: ханка (или черняшка, как называют ее наркоманы - самый распространенный наркотик в Кемерово), опиум, эфед- рин и др. лекарственные препараты, ЛСД (диэтиламид лизер- гиновой кислоты), героин (названый по степени распростра- нения в Кемерово). Основные проявления: расширение зрач- ков, тахикардия, повышение артериального давления. Иног- да возникают симптомы, напоминающие ОРЗ. При длительном применении развивается телесное истощение до дистрофично- го состояния. При применении ЛСД - галлюцинации.

- токсикоманят: хлорэтил, дихлорэтан, клей "Момент", "Ток", растворители и т.д. Однако, токсикомания в меньшей степе- ни, по сравнению с другими наркотиками, носит групповой характер. При данном виде опьянении имеют место сужение сознания, торможение двигательных функций, быстрая смена настроения, тахикардия, галлюцинации и т.п.

Данная классификация достаточно тесно коррелирует со следующей:

- степень наркотизации групп (частота применения и доза);

1) однократное, "экспериментальное" потребление;

2) эпизодическое потребление. В данном случае наркотик не представляет самостоятельного интереса и является, ско- рее, способом проведения досуга. Эпизодическое употребле- ние наркотика свойственно в большей степени группам, где курят "травку" (драп, анашу, план и т.д.);

3) систематическое употребление, когда наркотик становится самоцелью. Группы с систематическим употреблением нарко- тика ориентированы в большей степени на ханку, опиум, ле- карственные препараты.

Первые две выше названные группы (однократное применение и эпизодическое) носят в основном социальный характер. У них может отсутствовать интерес к учебе (хотя далеко не всегда), активное желание преобрести какую-либо специальность. Но в будущем они хо- тят создать семью, "жить нормально".

Группа, где преобладает систематическое употребление алкоголя и наркотика, носит в основном асоциальный характер: ее члены за- нимаются вороством, квартирными кражами, вымогательством денег, вещей и т.д. Основные причины вороства и вымогательства - необхо- димость добыть деньги на алкоголь и наркотики.

Проблема наркомании в России больших размеров никогда не дос- тигала, и колосальных размеров, по мнению многих специалистов по психиатрии, не достигнет. Этот прогноз строится на том, что рус- ский народ имеет другие стойкие, глубокие традиции, свои со- циально-психологические и биологические особенности. Россию мож- но охарактеризовать, как пьющую страну - отсюда, скорее всего, проблема алкоголизма. Интересен, так называемый "правительствен- ный эксперимент". В России в 1985 году введены жесткие меры кон- троля над потреблением алкоголя. В основе этих мер лежало сокра- щение производства и продажи спиртных напитков.

Это привело на первых порах к великолепным результатам. Резко пошла на убыль заболеваемость алкоголизмом, это сказалось, естес- твенно, и на заболеваемости алкогольными психозами. Но затем - "свято место пусто не бывает" - произошел стремительный рост пот- ребления наркотических средств и заболеваемости наркомании.

В предупреждении и лечении наркомании должны быть три меры воздействия:

1. Административные меры (борьба с распространением психоак- тивных веществ).

2. Социальные (семья, школа, общество) - это профилактика употребления наркотических средств и профилактика рецидивов пос- ле лечения.

3. Медицинские меры - это методы и средства терапевтического воздействия, основными принципами которого являются:

а) добровольность;

б) максимальная индивидуализация;

в) комплексность;

г) отказ от употребления психоактивных веществ.

Методами и средствами терапевтического воздействия при лечении наркологических заболеваний является:

1. Биологически ориентированное воздействие (нейролептики, ан- тидиприсанты, транквилизаторы и др.).

2. Психотерапевтически ориентированное воздействие.

3. Социально-терапевтическое воздействие (семейная терапия, терапевтические сообщества, клубы, группы само- и взаимопомощи, социально психологические тренинги и др.).

4. Духовно-ориентированные методы лечения, имеется в виду, прежде всего, метод групповой психотерапии - идеологии движения общества "Анонимных алкоголиков" и "Анонимных наркоманов".

Бороться с наркоманией очень сложно. Большое значение имеет первичная профилактика. Но, прежде всего, необходимо ограничить ввоз наркотических веществ, а по возможности - вообще прекратить, потому что идет приобщение молодежи к наркотикам, а среди молоде- жи всегда есть достаточно большая группа лиц, которая ищет себя. Как раз такая поисковая реакция выливается в наркоманию.

Первичная профилактика достаточно сложна. Школа, средние и высшие учебные заведения, производство должны работать в тесном контакте с медиками и правоохранительными органами, кроме того необходима индивидуальная работа с каждым ребенком, подростком, молодым человеком (лекции, беседы, тренинги с малыми группами бо- лее эффективны).

Необходимы программы, начиная с детского сада. Но начинать на- до с семьи. Особенно сейчас, когда идет разобщенность в обществе, коллектив, как таковой, потерял свою значимость. Родители либо мало обращают внимания на детей, либо присутсвует гиперопека в семье, т.е. из ребенка лелают кумира. Гиперопека, вседозволен- ность приводит к плохим последствиям.

Одним из факторов, влияющих на распространение наркомании, ал- коголизации, является незанятостьподростков, отсутствие возмож- ности чем-то заниматься. Основное профилактическое звено в пре- дупреждении наркологических заболеваний несовершеннолетних яв- ляется трезвеническое воспитание, программа ориентирования жиз- ненных навыков и профилактики потребления психоактивных веществ, проводимых наркологической службой. Цель этоц программы-обучение подростка здоровому образу жизни и навыкам сопротивления приобще- нию к психоактивным веществам.

В целях дальнейшего улучшения антиалкогольного, антинаркоти- ческого обучения и воспитания учащихся, усиления пропоганды педа- гогических и медицинских знаний для учителей по даннным вопросам с сентября 1996 года проводятся спецкурсы по проблемам подростко- вой наркологии на базе института усовершенствования учителей Ке- меровской области.

Для этих целей разработан план для учителей по противоалко- гольному воспитанию учащихся, профилактики наркомании и токсико- логии у детей и подростков. В дальнейшем планируется обеспечить совершенствование антиал- когольного и антинаркотического обучения и воспитания учащихся с 1 по 11 класс силами учителей и подростковых наркологов. Подросткам и детям надо говорить о страшных вещах, связанных с наркотиками, надо говорить, о том, что это добровольное сумашед- ствие, патологическое восприятие мира, психогенные расстройства. Беседы в школах нужны, но это должны быть очень грамотные беседы, если мы будем говорить неграмотно о наркотиках, то только тол- кнем подростков к запретному плоду. Нельзя торопиться в беседе наркологу, надо тонко и грамотно подходить к такому разговору, в то же время внедрять элементы психокоррекции и пояснения. Очень сложно проводить такую беседу, нельзя, чтобы их проводил неспе- циалист, только самые большие специалисты.

Обязательно нужны лекции на эту тему, чтобы подростки понима- ли, как надо вести себя в компании, чтобы срабатывала система за- щиты. Если человек грамотный, он сам сделает выбор. Но если нег- рамотный человек попался на удочку, это вина всего общества. Нужны научные фильмы, программы о наркотиках с обязательными комментариями специалистов. Возможно, надо показать более страш- ные последствия от наркотиков. У нас даже то , что страшно, пока- зывают совсем не страшно. Может быть над такими фильмами надо специально работать. В области за 1997 год проведены следующие мероприятия, направленных против наркомании и токсикомании среди детей, подростков и молодежи:

1.Социальный центр молодежи Кузбасса поготовил буклет "Это с тобой не случиттся".

2. Психологи Социального центра молодежи Кузбасса разработали настольную игру для подростков "Три года с наркотиком".

3.Группа Кемеровского городского Совета народных депутатов выступила с инциативой создания общественного благотворительного фонда " Кузбасс без наркотиков".

4. В одной из кемеровских колоний, где отбывают наказание осужденные, побывала группа спортсменов клуба "Ринг Кузбасса" с показательными боями кикбоксеров и тайбоксеров.

5. В ходе весенней операции "Тайфун", проведенной кузбасской милицией в подвалах выловлено более 700 девчонок и мальчишек.

6. В апреле распоряжением администрации Кемеровской области создана рабочая группа по подготовке областной программы противо- действия немедицинскому употребления наркотиков.

7.КЕМЕРОВО. В лево- и правобережных частях города по решению городской администрации предполагается открыть два кабинета круг- лосуточной экспертизы алкогольного и наркотического опьянения подростков - в срок до 1 июня.

8.КЕМЕРОВО. Утверждена городская программа по профилактике наркои алкогольной зависимости среди подростков и молод±жи на 1997 год. На е± реализацию выделяется 500 млн. рублей.

9.КЕМЕРОВО. 11 -14 июня 1997 года в спорткомплексе "Октяб- рьский" проведена "Кузнецкая ярмарка", на которой Союз Молодежи Кузбасса Российского Союза Молодежи представил свою новую прог- рамму "Спасибо- нет!" - наркотикам, алкоголю, курению.

10.МЫСКИ. Разработана специальная, рассчитанная на четыре го- да программа борьбы с наркозависимостью подростков.

11.КЕМЕРОВО. Проведена милицией операция "Здоровье" по выявле- нию детей - алкоголиков, наркоманов, токсикоманов.

12.КЕМЕРОВО. Отделом по делам молод±жи Кемеровской горадминис- трации и Социальным центром молод±жи Кузбасса проведен конкурс на лучший проект по профилактике нарко- и алкогольной зависимости среди детей, подростков и молод±жи.10 проектов получили гранты.

13.КЕМЕРОВО. Открыты 5 подростковых наркологических кабинета во всех районах города.

14.КЕМЕРОВО. Работниками Социального центра молод±жи Кузбасса создан сборник "Профилактика наркоманий и токсикоманий у подрос- тков", предназначенная для педагогов, психологов.

15.КЕМЕРОВО. Социальным центром молод±жи Кузбасса и ассоциа- цией учащейся молод±жи созданы специальные группы волонтеров (добровольцев) 14-18 лет. Проведено около 80 часов занятий волон- теров со сверстниками по профилактике нарко- и алкогольной зави- симости в школе N 26, вечерней школе N 3, в лагере "Юность".

16.КЕМЕРОВО. Сотрудниками медико-психологической и наркологи- ческой службы проведено анкетирование школьников 11-17 лет о нар- котиках.

17.КЕМЕРОВО. Информационно- консультативная служба СЦМК рабо- тает над научно-иследовательским проектом "Наркотики в школе".

18.ТАШТАГОЛ. Проведен конкурс плакатов "Гибельный факт".

19.ТАШТАГОЛ. Проведен круглый стол с участием работников учеб- ных заведений и специалистов, предлагающих свою помощь в борьбе с наркоманией.

20.КЕМЕРОВО. В Социальном центре молод±жи Кузбасса создаются группы поддержки для близких и родственников людей, зависимых от наркотиков.

21. Социальным центром молод±жи Кузбасса созданы видеоролики "Успей сказать "НЕТ" и "Токсикомания - путь на свалку".

22. СЦМК проведены семенары для педагогов, психологов, инспек- торов ОППН по профилактике и борьбе с наркоманией.

23. СЦМК издан сборник "Наркомания: правовые аспекты", брошю- ра "Несколько слов о наркотиках".

24.КЕМЕРОВО. Газета "Левый берег" выступила с предложением об открытии автостоянки, где могли бы работать люди, попавшие в нар- козависимость и решившие вылечиться.

25. П.ГРАМАТЕИНО. Молодежь провела акцию протеста против нар- комании, в которой приняли участие ребята из школ N 3, 23, 37 и вечерней школы N 7.


Экскурс в мир терминологии

ПРОТАНОПИЯ (англ. protanopia; от греч. protosпервый + opsis — зрение) — частичная (дихроматическая) цветовая слепота, для которой характерны пониженная чувствительность к длинноволновой части спектра (красному цвету) и ухудшение различения между зелено-голубым и красным. Для получения желтого цвета путем оптического смешения красного и зеленого протанопам требуется значительно больше красного цвета, чем трихроматам. Из 3 типов фоторецепторов (колбочек), которые в норме обеспечивают цветовое зрение, у протанопов функционируют 2, не действуют красночувствительные рецепторы. Название мотивировано тем, красный цвет считается первым в перечне первичных (единичных) цветов (красный, зеленый, синий). Ср. Дейтеранопия, Тританопия. (Б. М.)