Тринадцать заповедей умного мужа

— Относитесь к жене так, как вам хотелось бы, чтобы она относилась к вам.

— Никогда не говорите: «А вот моя мама…»

— Никогда не спорьте. Переспорить женщину невозможно. Пусть последнее слово всегда остается за женой, даже если это слово: «Да!»

— Со всем соглашайтесь, а поступать можете так, как сочтете нужным, но не ставьте в известность жену.

— Не забывайте о третьем законе Ньютона: сила действия равна силе противодействия. Помните об этом во всех начинаниях, а также во время супружеской баталии. В упрощенном понимании: что отдашь, то и получишь.

— Не забывайте девиз Дон Жуана: «Любимой — сто комплиментов в день!» Ну, пусть не сто, но хотя бы парочка комплиментов в день очень укрепляет семейный союз. Но ограничений здесь нет. Можно и сто.

— Слово «люблю» нужно использовать не только применительно к своим любимым блюдам. Чем большее число раз вы скажете жене «люблю» в разных вариантах, — тем крепче жена будет любить вас.

— Никогда не говорите супруге, что она транжирка; женщина, которая не любит тратить деньги, — это не женщина. Вам нужна жена — не женщина? Если нет, относитесь к её транжирству философски — это не недостаток, а свойство женской психики.

— Соглашайтесь выслушать жену, даже если считаете, что она, как всегда, несет вздор, и проблемы у неё куриные. Женщина соглашается на секс, даже когда не очень хочет, так что и мужчине нужно в чем-то уступать.

— Никогда не упоминайте своих прежних любовниц (нынешних — само собой, тоже).

— В присутствии жены никогда не говорите о женщинах хорошо, можете рассказать только о случаях, в которых представительница прекрасного пола выглядит смешной или непривлекательной. Если супруга рьяно кинется на защиту, завершите успокаивающим: «Но, милая, ты просто приятное исключение…». Никогда не сравнивайте жену с другими женщинами, если это сравнение не в её пользу; сравнивать только если ваша половина предстает в явно выигрышном свете. Даже если ваша половина явно проигрывает другой женщине по каким-то параметрам, — все равно скажите, что она лучше всех. Лестью от женщины можно добиться гораздо большего и значительно быстрее, чем логическими доводами.

— Периодически предлагайте: «Дорогая, хочешь я помою посуду или приготовлю ужин?». Она наверняка откажется, если хочет сохранить в целости посуду и не отравиться приготовленной вами пищей, но инициатива ей будет приятна.

— Никогда не склоняйте жену к сексу, если она не в настроении. Изнасилование в супружеской постели — это тоже изнасилование.

Ключевые слова:

Экскурс в мир терминологии

ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspectoсмотрю внутрь) — особый способ познания человеком своего сознания, который заключается в якобы «непосредственном» восприятии его феноменов и законов. Идеи И. как особого метода познания сознания были обоснованы в трудах Р. Декарта (который говорил о непосредственном характере познания собственной душевной жизни) и Дж. Локка (выдвинувшего концепцию 2 типов опыта: внутреннего, или рефлексии, который дает нам знания о деятельности нашего «разума», и внешнего, или ощущения, который дает нам знания о мире внешнем). В конце XIX в., когда психология становится самостоятельной наукой, И. пытаются соединить с экспериментом (школа В. Вундта). Впоследствии возникает ряд вариантов метода И.

1. Аналитическая И. в школе ученика Вундта Э. Титченера, процедура которой требовала полного расчленения чувственного образа на «элементы», не впадая при этом в «ошибку стимула».

2. Метод «систематической И.» в Вюрцбургской школе, направленный на прослеживание основных стадий процесса мышления с использованием ретроспективного отчета.

3. Метод феноменологического самонаблюдения в гештальт-психологии, который требует от «наивного испытуемого» непредвзятого описания психических феноменов в их непосредственности и целостности. Последний метод имеет своим истоком метод «внутреннего восприятия» Ф. Брентано, который считал невозможным расчленение сознания на отдельные самостоятельные «элементы» и призывал к непосредственному «восприятию» (а не к наблюдению, которое всегда расчленяет) актов сознания. Варианты метода феноменологического самонаблюдения использовались в описательной психологии В. Дильтея, гуманистической психологии и др.

Метод И. и интроспективная психология были подвергнуты критике в различных психологических направлениях. В бихевиоризме (при сохранении интроспективного понимания сознания) метод И. отрицался как принципиально ненаучный; в психоанализе он отвергался на основании игнорирования бессознательного, недоступного И.; И. М. Сеченов, предложив свою концепцию предмета психологии, считал мифом обоснование существования особого «внутреннего зрения», отличного от объективного (внешнего) наблюдения. В сов. психологии принято было проводить различие между методом И. и методом самонаблюдения, хотя часто слова «И.» и «самонаблюдение» используются как синонимы. (Е. Е. Соколова.)