Почему мы такие разные?

почему мы такие разные

«Нам осталось пройти два перекрестка, потом мы свернем направо и увидим здание ратуши», – говорит Андрей, внимательно изучая туристическую карту города.

«Да, я помню, там была кондитерская на углу», – легко отвечаю я ему... Большинству из нас, конечно, знакомы подобные ситуации. Мужчины и женщины, мы зачастую по-разному воспринимаем окружающий мир, неодинаково мыслим, одни и те же ситуации вызывают у нас противоположные эмоции. Еще совсем недавно эти различия нам объясняли исключительно действием половых гормонов и стилем воспитания мальчиков и девочек, который «вынуждает» мужчин и женщин вести себя определенным образом. Сегодня все больше ученых уверены в том, что гендерные особенности нашего восприятия, мышления и даже  поведения связаны прежде всего с устройством и работой нашего мозга. Попробуем в этом разобраться.

ВРОЖДЕННОЕ НЕСХОДСТВО

В январе 2005 года в своем публичном выступлении Лоренс Саммерз (Lawrence Summers), ректор Гарвардского университета (США), заявил о том, что мужчины более успешны в науке, чем женщины, и это может быть связано с анатомическими особенностями их мозга. «Эта реплика возобновила научную дискуссию, начавшуюся более века назад, когда ученые, обнаружив, что размеры головного мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин, пытались использовать этот факт для обоснования их интеллектуального превосходства», – рассказывает  Ларри Кэхилл (Larry Cahill), нейробиолог Калифорнийского университета (США).
Сегодня нет подтверждения тому, что наши интеллектуальные способности зависят исключительно от строения мозга, но ясно другое: мозг мужчин и женщин развивается и функционирует по-разному. «Он отличается не только строением различных отделов, но и структурой нейронных цепей и химических соединений, переносящих сообщения от нейрона к нейрону», – рассказывает доктор биологических наук, антрополог Марина Бутовская. Причем эти различия формируются задолго до нашего рождения: они заложены генетически. Между 18 и 26 неделями внутриутробного развития яички еще не родившегося мальчика начинают вырабатывать половой гормон тестостерон, который, взаимодействуя с мозговой тканью, преобразовывает ее (см. в рамке на с. 75)*. Ультразвуковое обследование женщины при сроке беременности 26 недель позволяет отличить мозг мальчика от мозга девочки.

«ОТ РОЖДЕНИЯ НАМ ДАЕТСЯ ЛИШЬ ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ НАШИХ МЕНТАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. ОСТАЛЬНЫЕ ЖЕ ФОРМИРУЮТСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВНЕШНЕГО МИРА».

СРАВНЕНИЕ ДОСТОИНСТВ

Исследования ученых, проведенные за последние десять лет, позволяют нам говорить о том, что существуют два типа мозга: мужской и женский. «Важнейшее отличие заключается в том, что у нас по-разному развиты лимбическая система и кора больших полушарий, – объясняет доктор биологических наук Сергей Савельев**. – Кора (она отвечает за осознанное восприятие, анализ, сравнение, выбор) мужчины содержит порядка 11 миллиардов нервных клеток, у женщины – около девяти. Но в женском мозге доминирует лимбическая система (более древняя зона мозга, которая управляет физиологическими, гормональными процессами, эмоциональным и инстинктивным поведением)».

МЫ ГОВОРИМ НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ

Мужчины и женщины не только по-разному воспринимают мир, но и говорят о разном и разными словами.
Известно, что мужчин и женщин интересуют разные темы. Мужчины чаще говорят о политике, автомобилях, спорте; женщины – о детях, моде, отношениях. При этом все, о чем говорит сильный пол, воспринимается всерьез, а женские разговоры обычно расцениваются как тривиальные*. Так проявляются социальные представления, согласно которым то, что делают и говорят мужчины, значимо и важно, а то, что делают женщины, менее существенно. Женщины чаще употребляют в своей речи прилагательные, используют уменьшительно-ласкательные суффиксы («ребеночек», «миленький»); в речи мужчин больше глаголов и существительных. Обычно сильной половине человечества позволено гораздо больше, чем представительницам слабого пола: женщины в целом используют литературные формы, тогда как мужчины чаще употребляют просторечные  выражения, жаргон и брань.
«Гендер и язык». Языки славянской культуры, 2005.

Другие важнейшие гендерные особенности функционирования мозга связаны с размером его участков. В 2001 году нейрофизиологи из Гарвардской медицинской школы под руководством Джил Голдштейн (Jill Goldstein) произвели сравнительный замер 45 зон мозга и установили, например, что у женщин в среднем лучше развиты участки лобной доли коры, где расположены центры, отвечающие за планирование действий***. А у мужчин – области теменной коры, участвующие в восприятии пространства. Кроме того, у мужчин  больше размер амигдалы – небольшой области мозга, контролирующей эмоции, социальное и сексуальное поведение. «Интересно, что в одних и тех же ситуациях, – рассказывает Ларри Кэхилл, – у мужчин активизируется правое ядро амигдалы, а у женщин – левое. Именно поэтому мужчины, рассказывая о каком-то событии, описывают его в целом, а женщины концентрируются на деталях».
При этом среди нас есть женщины, которые обладают «мужским» мозгом, и наоборот. «Примерно у 10% женщин мозг в различной степени маскулинизирован, – рассказывает Марина Бутовская. – Это связано с тем, что их нервная система еще до рождения, в утробе матери, в возрасте шести-восьми недель подверглась воздействию избыточной дозы тестостерона. Мозг в определенной мере феминизирован у 15–20% мужчин. Причина этого, напротив, в недостатке тестостерона... Чаще всего это происходит в том случае, если мать в период беременности пережила сильный стресс».

УНАСЛЕДОВАТЬ И РАЗВИВАТЬ

Но почему природа и эволюция позаботились о том, чтобы сделать нас столь непохожими друг на друга? Сергей Савельев считает, что наши различия связаны прежде всего с репродуктивной задачей – продолжить род человеческий, – а значит, влияние воспитания, образования и среды, в которой мы живем, ограничено. «От рождения нам дается только одна десятая часть наших нейронных сетей, остальные формируются под воздействием стимулов, приходящих из внешнего мира», – не соглашается нейробиолог Катрин Видаль (Catherine Vidal), главный научный сотрудник Института Пастера в Париже. А значит, часть мозговых различий является приобретенной.
«Женщиной не рождаются, ею становятся», – писала Симона де Бовуар в книге «Второй пол» (Прогресс, Алетейя, 1997). Похоже, что мужчиной тоже не рождаются. Словом, каждому полу надо в любом случае знать свои сильные стороны… чтобы суметь посмеяться над своими слабостями!

ЗАЧЕМ НУЖЕН ТЕСТОСТЕРОН?

Его количество (у мужчин тестостерона больше) определяет «пол» мозга, но не только. Тестостерону мужчины обязаны многими качествами, необходимыми на охоте и на войне.  
От него зависят: мышечная сила, быстрота реакции и нетерпеливость (92% водителей, гудящих на светофоре, – мужчины!), агрессивность, соревновательность, инстинкт доминирования (доминирующий самец обеспечивает качество породы), меткость, выносливость и стойкость, заживление ран, рост бороды и облысение, зоркость (это позволяет охотнику издалека заметить зверей), ориентация в пространстве (чтобы вернуться с добычей домой), тяга к приключениям, к новому опыту, готовность рисковать, сексуальное влечение к молодой самке (готовой к воспроизводству) и желание ее защищать. В свою очередь, женские гормоны эстрогены развивают в женщине влечение к доминирующему самцу, сильному и опытному, признанному в обществе (следовательно, не слишком молодому, но способному ее защитить).

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

  • Мы различаемся генетически, у мозга есть пол: мужской или женский.
  • Женщины с мужским типом мозга (и наоборот) встречаются не так редко.
  • Лишь часть наших особенностей дана нам от рождения: многое зависит от нашего воспитания и среды.
Ключевые слова:     психология      мозг      различия

Экскурс в мир терминологии

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды Д. п.: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Син. отклоняющееся поведение, девиация. Понятие Д. п. шире понятий «делинквентность» (противоправное, преступное, криминальное поведение) и «антиобщественное поведение» (асоциальность).

В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению Д. п. Ряд исследователей, вслед за Э. Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации Д. п. встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиации. К таким ситуациям можно отнести стресс, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе.

С т. зр. теории аномии (Р. Мертон), Д. п. растет, если при наличии общих целей социально одобряемые средства достижения этих целей доступны не всем, а для некоторых людей или социальных групп они вообще недоступны. С позиции концепции социализации, лицами с Д. п. становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т. д.), считаются нормальными, или общество относится к ним достаточно толерантно.

Представляет интерес и популярная в 1960-х гг. концепция стигматизации, привлекшая внимание к социальной реакции на Д. п. Согласно этой концепции, отклонение является следствием негативной социальной оценки, «наклеивания» на индивида ярлыка к.-л. девиации (напр., «врун», «алкоголик», «наркоман») и последующего стремления изолировать его, исправить, вылечить и т. п.

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования психологии Д. п. сконцентрированы на изучении личностных характеристик девиантов, их психического здоровья, проблеме автоидентификации, интериоризации норм и ценностей, роли внешнего и внутреннего контроля, на разработке методов психотерапии и психической коррекции лиц с различными формами девиации. (С. Н. Ениколопов.)