Диагностика познавательной потребности

Предложена В.С.Юркевичем и предназначена для учителей, которые на основе наблюдений и бесед с другими учителями, с родителями школьников должны выбрать ответы на вопросы следующей анкеты:

1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора – для младшего школьника, несколько часов подряд – для подростков)?

а) часто (5 балов)
б) иногда (3 бала)
в) очень редко (1 бал)

2. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?

а) помучиться, но самому найти ответ (5 балов)
б) когда как (3 бала)
в) получить готовый ответ от других (1 бал)

3. Много ли читает школьник дополнительной литературы?

а) постоянно, много (5 балов)
б) иногда много, иногда ничего не читает (3 бала)
в) мало или совсем ничего не читает (1 бал)

4. Насколько Эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально (5 балов)
б) когда как (3 бала)
в) эмоции ярко выражены (по сравнению с другими ситуациями) (1 бал)

5. Часто ли задает вопросы?

а) часто (5 балов)
б) иногда (3 бала)
в) очень редко (1 бал)

Обработка результатов

Ответы оцениваются в соответствии с таблицей. Полученные баллы суммируются.

Выводы

Интенсивность познавательной потребности определяется суммой баллов: 17-25 баллов – потребность выражена сильно, 12-16 баллов – умеренно, меньше 12 баллов – слабо.

Ключевые слова:     познавательная      интерес      любопытство

Экскурс в мир терминологии

МОТИВАЦИОННАЯ СХЕМА (поведенческий паттерн, аттитюд) – тенденция к определенной форме поведения в конкретной ситуации, основанная на приобретаемых с опытом знаниях о возможных способах и средствах удовлетворения потребностей.