Методика «Ответные ассоциации»

Методика предназначена для оценки мышления, для выявления «аффективных комплексов», подвижности или инертности нервных процессов и т. д.

В действительности сфера применения этой методики очень ограничена. Она может иметь вспомогательное значение при исследовании легкости или затрудненности ассоциаций, выявлении преобладания содержательных или выхолощенных связей.

До начала эксперимента следует приготовить слова ‑ отдельные имена существительные, не имеющие между собой никакой связи.

При достаточном умении пользоваться секундомером следует с его помощью отмечать время каждой реакции. Можно, однако, заменить секундомер следующей простой регистрацией: произнеся слово, экспериментатор ритмично ставит точки. Если испытуемый медлит с ответом, точек будет поставлено много; если он отвечает немедленно, не будет поставлено ни одной точки.

Задаваемые слова пишутся столбиком, а против оставляется место для ответа.

Инструкция: «Я буду вам говорить слова, а вы отвечайте мне на каждое слово любым другим, первым пришедшим в голову словом. Старайтесь отвечать быстрее, не раздумывая, одним каким угодно словом. Понятно?». И сразу же опыт начинается. Если испытуемый пытается отвечать целыми фразами, экспериментатор останавливает его, напоминает, что нужно называть отдельные слова. Если после одного напоминания он продолжает отвечать фразами, экспериментатор продолжает  опыт и записывает все, что испытуемый говорит.

ФОРМА ПРОТОКОЛА

Слова

Время, с

Ответ

 

 

 

Пример:

Чернила

 

Брат

 

Трава

 

Ящик

 

Клюква

 

Тигр

 

Скамья

 

Гребенка

 

Самовар

 

Солома

 

Книга

 

Булавка

 

Огонь

 

Зонтик

 

Собака

 

Медведь

 

Часы

 

Усы

 

Ножницы

 

Звонок

 

Календарь

 

В протоколе регистрируются латентный период реакции ( » 1,5 секунд в норме) и качественные характеристики ответов.

Выделяют:

1) высшие словесные реакции

·       общеконкретные (чашка-блюдце);

·       индивидуально-конкретные (чашка - голубая);

·       абстрактные (чашка- посуда);

2) примитивные словесные реакции

·       созвучные (близкие по звучанию слову-раздражителю);

·       экстрасигнальные (не имеющие отношения к раздражителю);

·       междометные («гм», «ну», «ой» и т.д.);

·       персеверирующие ( повторение одного и того же ответа на ррррр);

·       эхолалические (буквально воспроизводящие слово-раздражитель);

·       атактические (не имеющие какого-либо раздражителя в окружающей среде).

Ключевые слова:     оценки мышления      инертности      нервных процессов      подвижности

Экскурс в мир терминологии

РЕЦЕПТОРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ см. Рецепторы, Рецепция.