Методика «Сравнение понятий»

Методика применяется для исследования процессов анализа и синтеза мышления. Широко использовалась в школе акад. В.М.Бехтерева.

Экспериментатор из имеющегося у него набора заготавливает 8‑10 пар слов, подлежащих сравнению.

Набор содержит понятия разной степени общности, а также и вовсе несравнимые понятия. Именно несравнимые понятия оказываются иногда очень показательными для обнаружения расстройства мышления.

1.   Утро – вечер                                                                                 16. Ворона ‑ воробей

2.   Корова ‑ лошадь                                                                           17. Волк ‑ луна

3.   Летчик ‑ танкист                                                                            18. Молоко ‑ вода

4.   Лыжи ‑ коньки                                                                               19. Ветер ‑ соль

5.   Трамвай ‑ автобус                     .                                                   20. Золото ‑ серебро

6.   Озеро ‑ река                                                                                  21. Сани ‑ телега

7.   Река ‑ птица                                                                                  22. Очки ‑ деньги

8.   Дождь ‑ снег                                                                                 23. Воробей ‑ курица

9.   Поезд ‑ самолет                                                                            24. Кошка ‑ яблоко

10.  Ось ‑ оса                                                                                     25. Вечер ‑ утро

11.  Обман ‑ ошибка                                                                          26. Дуб ‑ береза

12.  Стакан ‑ петух                                                                             27. Голод ‑ жажда

13. Маленькая девочка ‑ большая кукла                                            28. Сказка ‑ песня

14.  Ботинок ‑ карандаш                                                                    29. Корзина ‑ сова

15.  Яблоко ‑ вишня                                                                          30. Картина ‑ портрет

Методика апробирована, пригодна для исследования детей и взрослых разного образовательного уровня. Она очень удобна при необходимости повторных исследований испытуемых для оценки изменчивости их состояния.

Испытуемого просят сказать, «чем похожи и чем отличаются» эти понятия. Записывают все его ответы полностью. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие.

Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые несравнимы. В таком случае вы и должны ответить: «Их сравнивать нельзя». Если испытуемый сразу начинает сравнивать эту пару ‑ его ответ записывают, но затем все равно дают пояснение относительно «несравнимых» пар. В дальнейшем таких пояснений больше не дают, а просто регистрируют ответы испытуемых по поводу каждой пары.

При оценке ответов испытуемых следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости обобщений испытуемого, о склонности его к конкретному мышлению.


Экскурс в мир терминологии

ГЕМИАНОПСИЯ (от греч. hemiполу + an — без + opsглаз) — отсутствие восприятия предметов, расположенных в одной из половин поля зрения. Г. возникает при поражениях нервных путей зрительного анализатора в области хиазмы (частичного перекреста оптических нервов) или выше. При поражении внутренних отделов хиазмы зрительного анализатора появляется частичная слепота во внешнем (височном) поле зрения. Поражение нервных путей коркового отдела зрительного анализатора одного полушария мозга приводит к появлению частичной слепоты в против. полях зрения.