Карта интересов Голомштока

Вопросник состоит из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности и лист ответов, представляющих собой матрицу из шести строк и 29 колонок. Каждая колонка соответствует одной из сфер интересов:

1. Биология

15. Военные специальности

2. География

16. История

3. Геология

17. Литература

4. Медицина

18. Журналистика

5. Легкая промышленность и

пищевая промышленность

19. Общественная деятельность

20. Педагогика

6. Физика

21. Право, юриспруденция

7. Химия

22. Сфера обслуживания, торговля

8. Техника

23. Математика

9. Электро- и радиотехника

24. Экономика

10. Металлообработка

25. Иностранные языки

11. Деревообработка

26. Изобразительное искусство

12. Строительство

27. Сценическое искусство

13. Транспорт

28. Музыка

14. Авиация, морское дело

29. Физкультура и спорт

Инструкция испытуемому

«Для определения Ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если Вы убедились не раз, что Вам очень нравится то, что спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса, если просто нравится - один плюс, если не знаете, сомневаетесь - ноль, если не нравится - один минус, если очень не нравится - два минуса. Отвечайте на вопросы не пропуская ни одного из них. Время заполнения листа не ограничивается.

КАРТА ИНТЕРЕСОВ

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ? НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ? ХОТЕЛИ ЛИ ВЫ?

1 .Знакомиться с жизнью растений и животных

2. Уроки по географии, чтение учебника географии. 

3.Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях.   

4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека

5.  Уроки домоводства или домашние задания по домоводству

6.  Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и  деятельности выдающихся физиков.

7.  Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.

8.Читать технические журналы  (например,  «Техника молодежи»,  «Юный техник»).

9.    Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники.

10. Знакомиться с различными металлами и их свойствами.

11. Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.

12. Узнавать о достижениях в области строительства.

13.   Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т.д.).

14.   Читать книги, смотреть фильмы о летчиках и космонавтах.

15.   Знакомиться с военной техникой.

16.   Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях.

17.   Читать классиков советской и зарубежной литературы.

18.   Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки.

19.Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.

20.   Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя и т.д.).

21.   Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.

22. Заботиться о порядке в вещах, красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете.

23.   Читать книги типа «Занимательная математика», «Математический досуг».

24.   Изучать экономическую географию.

25.   Занятия иностранным языком.

26.Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства.

27.Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии.

28.Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства.

29.Читать спортивные журналы,  газеты, книги о спорте,  о выдающихся спортсменах.

30.Изучать биологию, ботанику, зоологию.

31.Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим открытиям.

32.Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.

33.Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины.

34.  Посещать с экскурсиями предприятия легкой промышленности.

35.  Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят».

36.  Находить химические явления в природе, производить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.

37.  Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, читать статьи в газетах).

38.  Посещать радиотехнические кружки или знакомиться с работой электрика.

39.  3накомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними.

40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели.

41.   Встречаться со строителями, наблюдать за их работой.

42.   Читать популярную литературу о средствах передвижения.

43.   Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках.

44.   Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений.

45.   Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.

46.   Читать литературно-критические статьи.

47.   Слушать радио и смотреть теленовости и тематические телепередачи.

48.   Узнавать о событиях, происходящих в городе, республике, стране.

49.   Давать объяснение товарищам, как выполнить учебное задание, если они не могут сделать его сами.

50.     Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя.

51.     Обеспечивать семью продуктами; организовывать питание для всех во время похода.

52.  Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков.

53.  Интересоваться выполнением плана народного хозяйства.

54.  Читать художественную литературу на иностранном языке.

55.  Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет.

56.  Посещать драматический театр или театр юного зрителя.

57.  Слушать оперную или симфоническую музыку.

58.  Посещать  спортивные  соревнования,  слушать и смотреть  спортивные радио и телепередачи.

59.   Посещать биологический кружок.

60.   Заниматься в географическом кружке.

61.   Составлять и собирать описания и изображения геологических объектов земли, минералов.

62.   Изучать функции организма человека, причины возникновения, болезней и пути лечения.

63.   Посещать кружок кулинаров, готовить дома обед.

64.   Проводить опыты по физике.

65.   Готовить растворы, взвешивать реактивы.

66. Разбирать и ремонтировать различные механизмы (например, часы, утюг).

67.  Пользоваться  точными  измерительными  приборами  (осциллографом, вольтметром, амперметром); производить разнообразные подсчеты.

68.  Мастерить различные предметы и детали из металла.

69.  Мастерить различные предметы и детали из древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать).

70.  Набрасывать  строительный эскиз  или выполнять чертежи различных построек.

71. Посещать кружок юных железнодорожников и автолюбителей.

72.  Участвовать в секции парашютистов и в кружке авиамоделистов или в работе авиаклубов.

73.  Заниматься в стрелковой секции.

74.  Изучать историю возникновения различных народов и государств.

75.  Писать классные и домашние сочинения по литературе.

76.  Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей.

77.  Выполнять общественную работу, организовывать, сплачивать товарищей на какое-либо дело.

78.   Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать» в чем-либо.

79.   Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших.

80.   Наблюдать за работой продавца, повара, официанта.

81.   Заниматься в математическом кружке.

82.   Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии.

83.   Работать   с   иностранными   словарями,   разбираться  в   оборотах  речи малознакомого языка.

84.  Посещать музеи, художественные выставки.

85.  Выступать на сцене перед зрителями.

86.  Играть на одном из музыкальных инструментов.

87.  Играть в спортивные игры.

88.     Наблюдать за ростом и развитием животных, растений, вести записи наблюдений.

89.     Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы.

90.  Собирать коллекции минералов, экспонаты для геологического музея.

91.  Знакомиться с работой врача, медсестры, фармацевта.

92.  Посещать кружок по кройке и шитью, шить себе и членам семьи.

93.  Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.

94.  Заниматься в химическом кружке или посещать факультативы по химии.

95.  Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли и т.д.).

96. Знакомиться с устройствами электроприборов, электроаппаратов, электрических машин; собирать, контролировать радиоприборы, приемники, проигрыватели и пр.

97.   Заниматься на уроках труда в школьных и слесарно-станочных мастерских.

98.   Участвовать в кружке «Умелые руки» или в столярном кружке.

99.   Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами.

100.   Смотреть за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств.

101.Участвовать в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в бригаде по спасению утопающих.

102.   Участвовать в военизированных играх (например, в «Зарнице»).

103.   Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры.

104.   Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе.

105.   Вести личный дневник.

106.   Выступать в классе с сообщениями о международном положении.

107.   Быть пионервожатым.

108.  Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотят скрыть.

109.  Помогать покупателю выбрать в магазине покупку, которая ему нужна.

110.  Решать сложные задачи по математике.

111.  Точно вести расчет своих денежных расходов и доходов.

112.   Заниматься в кружке иностранного языка или посещать факультативные занятия.

113.   Заниматься в художественном кружке.

114.   Участвовать в смотре художественной самодеятельности.

115.   Петь в хоре или посещать музыкальный кружок.

116.   Заниматься в какой-либо спортивной секции.

117.   Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных.

118.   Участвовать в географической экспедиции.

119.   Участвовать в геологической экспедиции.

120.   Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их состояние.

121.  Участвовать  в  выставках  кулинарных  или  кондитерских работ или посещать их.

122.   Участвовать в физических олимпиадах.

123.   Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах.

124.   Разбираться в технических чертежах и схемах, самому выполнять чертежи.

125.   Разбираться в сложных радиосхемах.  

126.   Посещать с экскурсией промышленные  предприятия,  знакомиться  с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.

127.  Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.

128.  Помогать по возможности в строительных работах.

129.  Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, троллейбуса и т.п.

130. Летать на самолетах неотложной помощи в любую погоду или управлять сверхскоростными самолетами.

131.   Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.

132.   Заниматься в историческом кружке, собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы.

133.   Работать с литературными источниками, вести дневник впечатлений о прочитанном.

134.   Участвовать в диспутах и читательских конференциях.

135.  Подготавливать и проводить сборы или собрания.

136.  Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.

137.  Помогать работникам милиции.

138.  Постоянно общаться с различными людьми.

139.  Участвовать в математических олимпиадах.

140.Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.

141.  Беседовать с друзьями на иностранном языке.

142.  Участвовать в выставках изобразительного искусства.

143.  Посещать театральный кружок.

144.  Участвовать в театральных смотрах-конкурсах.

145.  Принимать личное участие в спортивных соревнованиях.

146.   Выращивать в саду или в огороде растения, воспитывать животных, ухаживать за ними.

147.Производить топографические съемки местности.

148. Совершать длительные трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

149.Работать в больнице, поликлинике или аптеке.

150.Работать специалистом на предприятии пищевой или легкой промышленности (швеей, закройщицей, кондитером и т.д.).

151.Решать сложные задачи по химии.

152. Работать на химическом производстве.

153.   Участвовать в выставках технического творчества.

154.   Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники.

155.   Работать у станка, изготавливать различные детали и изделия.

156.   Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.

157.   Работать в строительной бригаде.

158.   Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения.

159.   Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море.

160.   Быть военным инженером или командиром.

161.   Ходить в походы по историческим местам родного края.

162.   Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.д.

163.   Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать.

164.   Руководить бригадой во время трудового десанта.

165.   Организовывать игры или праздники для детей, создавать «тимуровские команды».

166. Работать в юридическом учреждении (в суде, прокуратуре, адвокатуре, юридической консультации).

167.    Оказывать людям различные большие и малые услуги.

168.    Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний.

169.Работать в области планирования, финансирования, экономики предприятий народного хозяйства.

170.  Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке.

171.  Участвовать в выставках изобразительного искусства.

172.  Играть на сцене или сниматься в кино.

173.  Быть музыкантом, музыкальным режиссером или преподавателем музыки.

174.  Работать преподавателем физкультуры или тренером.

Обработка результатов. В заполненном листе ответов в каждом из столбцов подсчитывается количество положительных ответов. Анализируя полученные данные, необходимо выделить те сферы, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Если среди них окажется несколько сфер с одинаковым числом положительных ответов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наименьшее количество отрицательных ответов. При оценке направленности интересов следует, в первую очередь, учитывать сферы с наибольшим количеством положительных ответов, но необходимо обратить внимание также на сферы с наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые оптантом. Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций: высшая степень отрицания — от —12 до —6, интерес отрицается — от —5 до -1, интерес выражен слабо — от +1 до +4, выраженный интерес — от +5 до + 7, ярко выраженный интерес — от +8 до +12.

Лист ответов к опроснику "Карта интересов"

ФИО___________________________________________ класс_____ возраст

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

107

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

 

Экскурс в мир терминологии

ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ (англ. children with abnormal behavior, problem children). Отклонения в психическом развитии ребенка м. б. вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи). Отклонения в развитии могут также выступать в различных сочетаниях.

Отклонения в психическом развитии возникают с момента рождения ребенка, если поражение внутриутробное, или с момента возникновения дефекта, если поражение постнатальное. Первичное нарушение — снижение слуха, зрения, интеллекта и др. — влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка (Л. С. Выготский). При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка.

При любом характере первичного нарушения наблюдаются отставание в сроках формирования психических функций (процессов) и замедленный темп их развития, а также качественные отклонения в развитии. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности — предметно-манипулятивная, игровая, продуктивная (см. Деятельность детская). Напр., предметно-манипулятивная деятельность у глухих и слабослышащих детей становится ведущей к 5 г., у умственно отсталых — к концу дошкольного возраста. Существенные отклонения наблюдаются в развитии всех познавательных процессов — восприятия, наглядного и словесно-логического мышления. Нарушается развитие процесса общения; дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта — пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции.

Дефекты речевого развития наблюдаются у всех аномальных детей. Речь может отсутствовать совсем (при глухоте, тяжелой тугоухости, алалии, умственной отсталости, детском церебральном параличе), может развиваться с опозданием, иметь существенные дефекты — аграмматизмы, нарушения произношения, бедность лексики и семантики. В ряде случаев формально развитая речь м. б. бессодержательной, «пустой».

Следует иметь в виду, что отклонения в психическом развитии м. б. вызваны и весьма незначительными, не бросающимися в глаза нарушениями. Так, снижение слуха на шепот при сохранности восприятия голоса нормальной разговорной громкости может привести к речевому недоразвитию. В результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовой травмы, тяжелой инфекции и др.) может возникнуть задержка психического развития, препятствующая нормальному обучению ребенка в школе, и т. п.

Вместе с тем развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Это является основанием для оптимистического подхода к возможностям воспитания и обучения Д. с о. в п. р. Но для того чтобы имеющиеся у них тенденции развития были реализованы, а само развитие максимально (в соответствии с характером первичного нарушения) приближено к нормальному, требуется специальное педагогическое воздействие, имеющее коррекционную направленность и учитывающее специфику данного дефекта.

Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние, в отличие от первичных нарушений, имеющих органический характер и требующих мед. коррекции, поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических средств м. б. также достигнута значительная компенсация функций — восстановление или замещение нарушенной функции. В то же время, как показала отечественная коррекционная психология, спонтанная компенсация дефекта не имеет места: нарушение слухового восприятия не компенсируется за счет более интенсивного развития зрительной функции, а, напротив, влечет за собой недоразвитие зрительного восприятия; нарушение зрительной функции не ведет к усиленному по сравнению с нормальным развитию тактильно-двигательного восприятия и т. п.

Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависит от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная диагностика первичного дефекта. См. Психический дизонтогенез. (В. И. Лубовский)