Исследование уровня субъективного контроля (УСК)

Опросник содержит 7 шкал в виде перечня из 44 утверждений.

Испытуемый последовательно читает утверждения и выражает свое отношение к каждому пункту, используя семибалльную шкалу от –3 («полностью не согласен») до +3 («полностью согласен»). Баллы заносятся испытуемым на бланк ответов.

Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. В последнем случае необходимо принять меры, исключающие влияние на ответы других участников.

Шкала общей интенсивности (ИО). Высокий показатель этой шкалы соответствует интернальности в разнообразных жизненных ситуациях, т.е. шкала ИО – трансситуативна для испытуемых с высоким уровнем субъективного контроля; свойственна тенденция приписывать причины большинства жизненных событий собственной личности. Такие люди считают себя ответственными за происходящее с ними, устанавливают связь между собственными качествами и проявленными усилиями с результатами деятельности. Испытуемые с низким показателем ИО склонны приписывать ответственность за происходящее с ними внешним силам. Такие испытуемые считают, что результаты деятельности и значимые события их жизни слабо зависят от их собственной активности.

Шкала интернальности в области достижений (ИД). Высокий уровень ИД соответствует склонности испытуемого считать достигнутые успехи результатом собственных качеств и проявленной активности. Такие люди уверены в способности добиваться успеха на пути к цели. Низкий уровень ИД свидетельствует об отказе считать достижения следствием собственных действий. Такие испытуемые объясняют положительные события результатом везения или помощи других людей.

Шкала интернальности в области неудач (ИН). Высокий показатель ИН обнаруживает внутренний контроль над отрицательными событиями. Испытуемые с высоким уровнем ИН обвиняют себя в неприятных событиях собственной жизни. Низкий показатель шкалы свидетельствует о преобладании внешнего контроля, что проявляется в приписывании ответственности другим людям или считается результатом невезения.

Шкала интернальности в сфере семейных отношений (ИС). Шкала содержит пункты, относящиеся, к событиям семейной жизни. Высокий показатель ИС говорит о чувстве ответственности испытуемого за значимые события, происходящие в семье. При низком значении ИС испытуемый переносит ответственность за происходящее на других членов семьи.

Шкала интернальности в области производственных отношений (ИП). Высокий ИП свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т.д. Низкий ИП указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе, везению-невезению.

Шкала интернальности в области межличностных отношений (ИМ). Высокий показатель ИМ свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т.д. Низкий ИМ, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.

Шкала интернальности в сфере здоровья и болезни (ИЗ). Высокий показатель по этой шкале говорит о том, что испытуемый считает себя ответственным за состояние своего здоровья. Люди с низким уровнем ИЗ считают состояние здоровья и болезнь результатом случая, судьбы. Они склонны верить, что выздоровление произойдет или спонтанно, или в результате действий врачей.

Вопросы

1.        Продвижение по службе зависит больше от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2.        Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3.        Болезнь – дело случая: если суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4.        Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5.        Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6.        Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

7.        Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не менее, чем отношения супругов.

8.        Я чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9.        Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10.    Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

11.    Когда я строю планы, то верю, что смогу осуществить их.

12.    То, что многим кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13.    Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14.    Если люди не подходят друг к другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они не смогут.

15.    То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16.    Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17.    Успех в моих действиях обусловлен моими собственными усилиями.

18.    Я стараюсь не планировать далеко вперед, т.к. многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19.    Мои отметки в школе больше зависели от моих знаний и подготовленности.

20.    В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21.    Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22.    Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23.    Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24.    Как правило, неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25.    В конце концов за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26.    Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах в семье.

27.    Если я захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28.    На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29.    То, что со мной случается, – это дело моих собственных рук.

30.    Трудно понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31.    Человек, который не добился успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий.

32.    Чаще я могу добиться от членов моей семьи того, чего хочу.

33.    В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще виноваты другие, чем я сам.

34.    Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.

35.    В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36.    Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37.    Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38.    Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39.    Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других или судьбу.

40.    К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41.    В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42.    Способные люди, не сумевшие себя, свои способности реализовать, должны винить в этом только самих себя.

43.    Многие мои успехи возможны только благодаря помощи других людей.

44.    Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработка результатов. Обработку проводят по ключам, суммируя ответы на пункты по столбцам (+) и ответы с обратным знаком (–).

Ио

Идостиж.

Инеудач

Исемья

Ипроизв.

Имежл.отн.

Издоровье

+

+

+

+

+

+

+

2

1

12

1

2

7

2

7

19

1

4

6

13

3

4

3

15

5

4

24

16

14

22

9

27

38

34

23

11

5

27

6

20

33

20

26

25

10

 

 

 

 

12

6

32

14

31

38

32

28

42

30

 

 

 

 

13

7

36

26

42

40

37

41

 

 

 

 

 

 

15

8

37

43

44

41

 

 

 

 

 

 

 

 

16

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37

38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42

41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44

43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 1.

Таблица 1 для подсчета «сырых» баллов по 7 шкалам.

Подсчитайте сумму Ваших баллов по каждой из семи шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+», берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «–», изменяют знак Вашего балла на обратный.

1. Ио

+

2. Ид

+

5. Ип

+

 

2

1

 

12

1

 

2

7

 

4

3

 

15

5

 

16

14

 

11

5

 

27

6

 

20

26

 

12

6

 

32

14

 

32

28

 

13

7

 

36

26

 

37

41

 

15

8

 

37

43

 

 

 

 

16

9

 

 

 

 

 

 

 

17

10

3. Ин

+

6. Им

+

 

19

14

 

2

7

 

4

6

 

20

18

 

4

24

 

27

38

 

22

21

 

20

33

 

 

 

 

25

23

 

31

38

7. Из

+

 

27

24

 

42

40

 

13

3

 

29

26

 

44

41

 

34

23

 

31

28

 

 

 

 

 

 

 

32

30

4. Ис

+

 

 

 

 

34

33

 

19

1

 

 

 

 

36

35

 

22

9

 

 

 

 

37

38

 

25

10

 

 

 

 

39

40

 

42

30

 

 

 

 

42

41

 

36

26

 

 

 

 

44

43

 

37

43

 

 

 

Итак, Вы получили 7 сумм баллов.

Этап 2.

Перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.

Таблица для перевода «сырых» баллов в стены.

1. Ио

от –132

–13

–2

10

22

33

45

57

69

80

до –14

–3

9

21

32

44

56

68

79

132

   1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

2. Ид

от –36

–10

–6

–2

2

6

10

15

19

23

до –11

–7

–3

1

5

9

14

18

22

36

   1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ин

от –36

–7

–3

1

5

8

12

16

20

24

до –8

–4

0

4

7

11

15

19

23

36

   1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

4. Ис

от –30

–11

–7

–4

0

4

7

11

14

18

до –12

–8

–5

–1

3

6

10

13

17

30

   1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Ип

от –30

–4

0

4

8

12

16

20

24

28

до –5

–1

3

7

11

15

19

23

27

30

   1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

6. Им

от –12

–6

–4

–2

0

2

5

7

9

11

до –7

–5

–3

–1

1

4

6

8

10

12

   1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Из

от –12

–5

–3

–1

1

3

5

7

9

11

до –6

–4

–2

0

2

4

6

8

10

12

   1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

Этап 3.

Построение «профиля УСК» по семи шкалам. Отложите свои 7 результатов (стенов) на семи десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.

Пример

UKS

«Профиль»-норма моего УСК

Анализ результатов. Проанализируйте количественно и качественно Ваши показатели УСК по семи шкалам, сравнивая свои результаты (полученный «профиль») с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.


Экскурс в мир терминологии

ЧТЕНИЕ С ГУБ (англ. lip-reading) — зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов. Дополняет слуховое восприятие речи, когда оно чем-либо затруднено (шум, недостаточная громкость речи, невнятность произношения). Глухим и слабослышащим Ч. с г. в известной степени возмещает возможность или ограниченную возможность слухового восприятия речи. См. Психология глухих.