Портрет

Цель упражнения:

- формирование умений распознавания личности по портретным описательным характеристикам;

- приобретение навыков сравнительного анализа персонажей между собой. 

Каждый участник в течение 5-7 мин. набрасывает "психологический портрет" кого-либо из членов группы. Указывать на признаки, особенно внешние, (рост, телосложение и т. п.), по которым можно сразу узнать конкретного человека, нельзя. В портрете должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека. 

Затем каждый выступает с информацией перед группой, а остальные участники пытаются определить, чей это портрет. Возможно сопоставление разного видения членами группы одного и того же человека.

Ключевые слова:     распознавания      портретным      описательным      сравнительного

Экскурс в мир терминологии

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕСТРОЙКИ (англ. functional reorganizations) — путь восстановления психических функций, предусматривающий перестройку функциональных систем в процессе направленного восстановительного обучения больных. Этот путь был разработан в годы Второй мировой войны сов. психологами и физиологами (А. Р. Лурия, П. К. Анохиным, Б. Г. Ананьевым, Э. С. Бейн, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, В. М. Коганом, М. С. Лебединским и др.) и успешно применен для восстановления больных после военных травм.

Ф. п. м. б. внутри- или межсистемной. В 1-м случае восстановление идет путем смысловой перестройки нарушенной функциональной системы: перевода функции на высший произвольный уровень организации. Этот путь возможен, когда компоненты функциональной системы не выпадают полностью, а лишь начинают работать в условиях патологически измененной нейродинамики. При локальных поражениях мозга перестройка носит характер сложной межсистемной реорганизации и заключается в замещении выпавшего звена функциональной системы новым, который начинает играть соответствующую новую роль в реинтегрированной системе. Ф. п. совершается в процессе длительного восстановительного обучения, протекающего с максимальным привлечением сознания и лишь постепенно ведущего к автоматизации. См. Восстановление высших психических функций, Компенсация функций. (Ж. М. Глозман.)